Отец современного хоррора. 5 лучших фильмов Уэса Крэйвена
«Крик», 1996
В городке Вудсборо случается череда жестоких убийств совершенно беззащитных и невинных людей. Следующей жертвой загадочного маньяка в черном балахоне и белой маске должна стать Сидни Прескотт — молодая девушка, недавно лишившаяся матери. Вот только Сидни, в отличие от остальных, удалось пережить первую встречу с убийцей — теперь он точно от нее не отстанет.
Один из самых известных фильмов Крэйвена попросту перевернул жанр и стал прародителем всех постмодерновых хорроров. Вместо следования классическим правилам слэшера «Крик» наделяет главную героиню достаточной сообразительностью и смелостью, чтобы противостоять антагонисту практически на равных. Причем фильм не просто идет своей дорогой, но еще и обыгрывает каноны жанра: высмеивает клише и обманывает ожидания зрителя. Он смешной, страшный и, что важнее, умный.
«Кошмар на улице Вязов», 1984
Удивительно, но в фильмографии Крэйвена есть даже более известная и влиятельная работа, чем «Крик» — «Кошмар на улице Вязов». Это уже классический хоррор, рассказывающий историю Фредди Крюгера — убийцы, настигающего своих жертв в самом уязвимом их состоянии, во сне.
В 1984 году Уэс трансформировал уже тогда несколько приевшийся жанр слэшера в психологический хоррор, совместив более глубинные человеческие страхи с кровавой резней. И, конечно, заставил целое поколение впечатлительных зрителей бояться засыпать по ночам.
«У холмов есть глаза», 1977
Бюджет ранней работы Крэйвена составил всего несколько сотен тысяч долларов. Сюжет у фильма тоже очень поверхностный и односложный: обычная американская семья едет в Калифорнию, но выбирает неудачный маршрут — через закрытую зону испытательных полетов. Случается авария, после которой герои встречаются с группой кровожадных дикарей-каннибалов.
Изначально критики разгромили «Холмы», назвав ленту низкопробной и попросту проходной. Однако позже фильм стали включать в списки лучших хорроров 70-х — как раз за сочетание намеренного минимализма во всем с действительно пугающими сценами и сюжетом. И, как это постоянно происходило с работами Крэйвена, многие ходы из «У холмов есть глаза» позже скопировали десятки подражателей.
«Кошмар на улице Вязов 7», 1994
В этом списке упоминаются только первые фильмы каждой франшизы Уэса Крэйвена, и «Кошмар на улице Вязов 7» — не исключение. Дело в том, что в оригинале картина называется «Новый кошмар Уэса Крэйвена» (Wes Craven’s New Nightmare), поскольку она сильно отличается от других историй про Фредди Крюгера. К тому же остальные части серии — кроме первой — режиссировал не Уэс.
По сюжету на съемках очередного продолжения «Кошмара на улице Вязов» перчатка-реквизит нападает на членов съемочной команды. Затем актеров начинает преследовать уже не такой вымышленный убийца. Ситуация, мягко говоря, необычная.
Как можно понять по синопсису, «Кошмар на улице Вязов 7» был первой попыткой Уэса Крэйвена сделать то, что у него позже безупречно получится с «Криком»: метаироничный хоррор, разрушающий все представления зрителей о том, как устроен жанр. К тому же фильм успешно расширил мифологию Фредди Крюгера — двойная творческая победа.
«Последний дом слева», 1972
Уже первая полнометражная работа Уэса Крэйвена показала его невероятный талант пугать и одновременно увлекать аудиторию. И это при том, что на съемки ушло меньше 100 тысяч долларов — копейки даже по мерках Голливуда 70-х.
Сюжет картины классически прост и понятен. Две юные девушки отправляются в город на концерт, но попадают в плен сбежавших насильников и убийц. Разумеется, жутчайшие события разворачиваются издевательски близко к дому одной из героинь. И когда родители жертвы понимают, что произошло и кто в этом виноват, они начинают планировать кровавую месть.