Стильные и влюбленные. 5 лучших фильмов Валерия Тодоровского
«Любовь», 1992
На вечеринке два друга-студента — легкомысленный любитель женщин Вадим (Дмитрий Марьянов) и серьезный Саша (Евгений Миронов) — знакомятся с очень разными девушками Машей (Наталья Петрова) и Мариной (Татьяна Скороходова). Новые романтические отношения становятся катализатором взросления героев: парням предстоит переосмыслить свои жизненные ценности, огранить характеры и поучиться жизненной мудрости друг у друга.
«Любовь» — одна из первых режиссерских работ Тодоровоского — показала его как крайне талантливого постановщика. Взяв за основу, казалось бы, довольно простой мелодраматический сюжет, он построил очень искреннюю и неглупую историю о конфликте характеров, социальных классов и о любви, конечно, тоже. В результате фильм заработал множество наград на зарубежных и отечественных кинофестивалях, а для Евгения Миронова эта работа стала переломной — зрители увидели его талант.
«Подмосковные вечера», 1994
30-летняя Катя Измайлова (Ингеборга Дапкунайте) впервые познает настоящую страсть. Буйные чувства полностью мгновенно овладевают героиней: теперь она готова пойти на что угодно, чтобы защитить новообретенное счастье. Даже стать убийцей.
Премьера русско-французской драмы, снятой по мотивам повести «Леди Макбет Мценского уезда» Николая Лескова, состоялась на Каннском кинофестивале в 1994 году. У ленты были все составляющие для потенциального успеха: шикарный актерский состав (еще Владимир Машков и Алиса Фрейндлих), сильный первоисточник и режиссер, прекрасно понимавший, как перенести его на пленку.
В результате работа Тодоровского покорила всех искренностью и органичным сочетанием визуального и музыкального рядов. «Подмосковные вечера» номинировали на семь наград кинопремии «Ника», из которых фильм забрал три: за лучшую женскую роль, лучшую роль второго плана и операторскую работу. Сам Тодоровский благодаря этому произведению перестал быть просто успешным дебютантом-везунчиком — с его мастерством стали считаться всерьез.
Кстати, критики и зрители до сих пор спорят, к какому жанру стоит относить картину: кто-то убежден, что это триллер, а другие и вовсе причисляют «Подмосковные вечера» к нуарным произведениям.
«Страна глухих», 1998
Драма по мотивам повести Ренаты Литвиновой рассказывает о Рите — девушке, вынужденной скрываться от опасных преследователей. Совсем недавно исчез ее друг Алеша, проигравший чужие деньги в казино, а девушке нужно заплатить за него выкуп. Теперь Рита прячется у глухой танцовщицы ночного клуба Яи, чью жизнь тоже определяют деньги — она мечтает накопить крупную сумму и уехать в мифическую «страну глухих», где нет зла и пороков. Однако светлому будущему обеих девушек мешают сразу два враждующих клана мафии: одни — глухие, другие — слышащие.
С выходом «Страны глухих» слава Тодоровского добралась до стран заморских — ее показывали не только на европейских кинофестивалях, но и в США. На родине картину отметили шестью номинациями на премию «Ника».
«Любовник», 2002
Еще одна важная мелодрама в фильмографии Тодоровского — на этот раз о том, как двое мужчин влюбляются в одну женщину. Первый — профессор-лингвист, второй — бывший военный. Эта любовь приводит к трагедии, связывающей их судьбы в единое целое.
На момент выхода «Любовника» в режиссерском таланте Тодоровского уже никто не сомневался. Эту работу тоже похвалили, да и сам Валерий остался ей доволен — мол, разговорная драма «Любовь» получилась жесткой, «гораздо жестче, чем фильмы, в которых стреляют».
«Стиляги», 2008
Действие ленты разворачивается в Москве начала 50-х: молодежная компания сражается за право на самовыражение. Они хотят ярко одеваться, слушать нестандартную музыку и любить друг друга. Предельно понятное кино об очень простых желаниях, «Стиляги» стали знаковым релизом для России нулевых, ведь здесь показано противостояние советских и западных ценностей и культуры.
Тодоровский подошел к съемкам мюзикла со всеми профессионализмом и дотошностью. Герои в кадре танцуют так, как это делали настоящие стиляги середины XX века. Музыка требовалась тоже максимально аутентичная — сперва хотели использовать архивные записи тех времен, но в итоге обратились к хитам русского рока 70-80-х, причем в джазовой и рок-н-ролльной обработке.
«Стиляги» боролись за звание лучшего фильма на кинопремиях «Золотой орел» и «Ника». Фильм получил признание и за рубежом: англоязычные критики увидели в самой известной работе Тодоровского достойного преемника «Мулен Руж!» и других американских мюзиклов.