Гоголь, Токио, Земекис: 5 лучших мультфильмов для Нового года
«Кошмар перед Рождеством»
(The Nightmare Before Christmas, 1993, реж. Генри Селик)
Джек Скеллингтон, живущий в городе Хэллоуина, проходит через портал и попадает в город Рождества: так он узнает, что в мире есть место не только страху и грусти, но и добру и веселью. Чтобы разбавить свою однообразную жизнь, Джек решает попробовать отметить странный новый праздник — правда, выбирает не очень стандартный способ. Герой похищает Санта-Клауса и занимает его место, из-за чего и жизнь Санты, и само Рождество оказываются под угрозой.
Смотря «Кошмар…», сложно догадаться, что его режиссером был не сам Тим Бертон, который только работал над сценарием и продюсировал проект: в мультфильме появляются почти все узнаваемые приемы постановщика. «Кошмар» полон отменного черного юмора, ярких макабрических элементов и качественно прописанных персонажей.
Отдельная удача картины — гротескно мрачные образы городка Хэллоуина и его жителей, а также потрясающая музыкальная тема Дэнни Элфана, который также озвучил вокальные партии Джека и некоторых других персонажей.
«Рождественская история»
(A Christmas Carol, 2009, реж. Роберт Земекис)
Среди киноадаптаций «Рождественской песни в прозе» Чарльза Диккенса не так много по-настоящему удачных картин, но экранизация Роберта Земекиса — одна из них. Благодаря современным технологиям картинка в мультфильме отличается особой насыщенностью, а от формата виртуального аттракциона, позволяющего зрителю посмотреть на Лондон с высоты птичьего полета, захватывает дух.
Запоминаются и образы и локации, отлично перенесенные на экран из литературного первоисточника. Мрачный вид пронизанных беднотой задворок и холодного жилища Скруджа сочетается с атмосферой наступающего праздника, который вселяет надежду на торжество добра.
Отдельного внимания заслуживает технология motion capture (захват движения), которую Земекис использовал совершенно оправданно. Именно благодаря этому мы можем наслаждаться выразительной мимикой Джима Керри, прекрасно сыгравшего Эбенезера Скруджа.
«Полярный экспресс»
(The Polar Express, 2004, Роберт Земекис)
Еще раньше технологию «захвата движения» у Земекиса можно было увидеть в «Полярном экспрессе», где основные персонажи также были наделены движениями, жестами и мимикой актеров, например, Тома Хэнкса. Отлично сработал и 3D-формат, благодаря которому создавалось ощущение того, будто ты сам несешься на скоростном поезде.
Киноадаптация книги Криса Ван Оллсбурга особенно притягательна тем, что заставляет вновь ощутить волшебство детства, которое так сложно сохранить с возрастом. По сюжету за главным героем, перестающим верить в Рождество, в Сочельник приезжает поезд, который направляется на Северный Полюс. Мальчик пользуется возможностью и отправляется в путешествие, в котором он переосмыслит свои ценности и совершит героические поступки. В общем, возрождение веры в чудо неминуемо.
Какие фильмы смотрят в Новый год в разных странах мира
Редакция Time Out пошерстила новогодние топы кино разных стран и выбрала наиболее интересные варианты.
«Однажды в Токио»
(Tokyo Godfathers, 2003, реж. Кон Сатоси)
Третий фильм Кона Сатори получил свое название в честь «Трех крестных отцов» Джона Форда — истории, в которой трое бродяг были вынуждены заботиться о новорожденном ребенке. В «Однажды в Токио» центральными персонажами становятся алкоголик Джин, разрушивший свою жизнь из-за страсти к азартным играм, кроссдрессер Хана, потерявшая возлюбленного, и старшеклассница Миюки — она ранила ножом своего отца, думая, что он виноват в пропаже ее кошки.
В канун Рождества эксцентричные герои находят на свалке новорожденную девочку. Хана, проведшая все детство в приютах, инициирует поиск родителей ребенка: для нее эта миссия становится началом пути к внутреннему исцелению, так как в результате она надеется простить собственную мать.
Картина состоит из череды событий, которые происходят с Джином, Ханой и Миюки по мере их скитаний, изначально кажущихся безнадежными. Они помогают встречному якудза, натыкаются на банду озлобленных подростков, встречают старых знакомых и родственников, ругаются и мирятся. В конце концов авантюрное приключение перерастает в нечто большее: герои проходят через искупление и раскрываются с новых для самих себя сторон.
«Однажды в Токио» затягивает зрителя в свою мрачную атмосферу. Грязные, излучающие безнадежность закоулки перемежаются ледяными высотками — а фоне всего этого возникает образ безликой и безразличной толпы. Однако даже несмотря на это, лента напоминает, что в мире все же есть место для чуда.
«Ночь перед Рождеством»
(1951, реж. Валентина Брумберг и Зинаида Брумберг)
«Ночь перед Рождеством» Брумбергов наследует знаменитой повести из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». Подробно описанный у Гоголя быт Запорожья, пропитан непринужденной веселостью, которая тесно переплетается с мистикой. Вот и советский мультфильм позволяет окунуться в национальный колорит украинской деревни и ощутить пробегающий по коже холодок.
Образы нечисти, появление которых сопровождается пронзительными композициями Римского-Корсакова, настолько тонко вплетены в обыденную запорожскую жизнь, что кажется, будто ведьма на метле, которая набирает в рукав звезды, и черт, прячущий в карман месяц, находятся прямо за окном.
30 лет «один дома»: 15 фактов о великой рождественской комедии
Time Out вспоминает 15 интересных фактов из истории создания фильма «Один дома».