Король технологий и обезьян. 5 лучших ролей Энди Серкиса
Голлум, трилогии «Властелин колец» и «Хоббит»
Пожалуй, главный в карьере образ Серкис создал благодаря режиссеру Питеру Джексону. В 1990-х актер играл роли второго плана в британских фильмах и появлялся в театре. В частности, в 1992 году в одной из постановок он исполнил роль мальчика, который считал себя собакой. Серкису приходилось ползать на четвереньках, лаять, кусаться — в общем, задействовать весь свой актерский потенциал, чтобы перевоплотиться в человека-животное.
Нечто подобное агент Энди увидел в образе Голлума, когда Питер Джексон и команда продюсеров «Властелина колец» только набирала актерский состав. От претендента на роль Голлума требовалось отлично владеть голосом — изначально планировалось, что это будет полностью компьютерный персонаж, актеру необходимо лишь озвучить его.
Серкис не хотел соглашаться, так как не был знаком с историей и из всех работ Толкина читал только «Хоббита». Однако масштаб и величие фэнтезийного мира заставили его принять предложение агента и пройти кастинг. При этом сначала Энди решил ознакомиться с романом-эпопеей. Тогда-то его мир и перевернулся: залпом прочитав три книги, он понял, что Голлум — один из лучших героев истории, ее главная Прелесть, персонаж-загадка, одержимый Кольцом.
Во время подготовки к кастингу актер серьезно подошел к изменению собственного голоса. Реальный голос Серкиса очень низкий, совсем не подходящий для такого героя. Энди специально создал скрипучий, разрушающийся голос, вдохновившись кошками и звуками, которые они издают, когда отхаркиваются.
Пробы длились недолго. Джексон моментально принял решение, восхитившись Серкисом, его голосом, идеально подходившим Голлуму, и характерными движениями, которые актер в совершенстве натренировал еще в театре. Режиссер понял, что Энди сделал гораздо больше, чем от него ждали. Джексону это понравилось так сильно, что он все переиграл и предложил Серкису полноценную роль. Вместо трех недель озвучки британец подписался на три года сложных съемок в Новой Зеландии с применением технологии захвата движений. Тогда он и подумать не мог, что в будущем станет самым востребованным актером на такие роли и настоящей звездой motion capture.
Позже он еще вернулся к роли Голлума во втором Крестовом походе Питера Джексона по покорению мира Средиземья — трилогии «Хоббит». Вот что вспоминает Серкис о своем герое во франшизе:
«Персонаж немного изменился по сравнению с “Властелином колец”. Он ведь намного моложе. Очень необычно играть того же персонажа, но моложе. Не то чтобы вы заметите эту разницу, ведь он все так же помешан на Кольце, но в это время в нем еще просматривается некоторая игривость. Он даже не против сотрудничать с Бильбо, он еще довольно добродушный».
Удивительно, но создание такого образа осталось почти незамеченным профессиональными ассоциациями — актерскую работу Серкиса отмечали только на словах, не поощряя его престижными личными наградами. Всего за роль Голлума в шести фильмах он получил лишь две весомые награды: премию Сатурн за лучшую роль второго плана в «Двух крепостях» и приз Британской киноакадемии за лучший актерский состав («Возвращение короля»).
Кинг Конг, «Кинг Конг»
Сотрудничество Серкиса и Джексона не ограничилось экранизацией книг Толкина. После «Властелина колец» актеру требовалась передышка. Съемки в Новой Зеландии отняли много сил, поэтому Энди решил браться за проекты попроще: небольшие роли в кино и на телевидении, работы в театре.
Однако продлилось это недолго: на праздновании дня рождения актера Джексон показал ему фотографии горилл-альбиносов, которые он сделал во время путешествия по Испании. Серкис вопросительно взглянул на режиссера, чувствуя подвох, на что Питер Джексон сказал: «Не хочешь сыграть Кинг Конга?». Британец расценил это как вызов и принял предложение.
С этого момента началась полномасштабная подготовка к роли. Совместными усилиями режиссер и актер пришли к выводу, что в новом ремейке классического «Кинг Конга» обезьяна не должна быть антропоморфным чудовищем. Вместо этого перед Серкисом стояла задача создать образ гигантской обезьяны с присущими повадками и инстинктами. Изучать животных вдоль и поперек актер сначала отправился в зоопарки, затем был теоретический блок дома: видеозаписи и энциклопедии.
Однако и это еще не все. Серкису казалось, что он обладает недостаточными знаниями о поведении горилл в дикой природе. Никому не сказав, он на несколько дней отправился в Африку и вместе с учеными следил за жизнью местных горилл.
Очевидно, что такая основательная подготовка сыграла ему на руку. На съемках актер чувствовал себя как рыба в воде: старался не выходить из образа в перерывах и вовсю пользовался новшествами технологии motion capture. Теперь камеры еще лучше «схватывали» движения и изменения мимики — все это отразилось и на персонаже. Его Кинг Конг — устрашающий монстр, способный не просто крушить и убивать, но и испытывать самые высокие чувства.
Цезарь, трилогия «Планета обезьян»
«Обезьяний» опыт пригодился Серкису и после «Кинг Конга». На рубеже 2000-х и 2010-х продюсеры решили перезапустить научно-фантастическую франшизу «Планета обезьян», основанную на романе Пьера Буля.
Серкис как амбассадор технологии motion capture в Голливуде был приглашен сначала в качестве консультанта проекта, а затем и на главную роль. Он сыграл шимпанзе Цезаря, усыновленного ученым, который работал над лекарством от болезни Альцгеймера. В результате воздействия разработанного им препарата интеллект Цезаря вырос — шимпанзе стал проявлять задатки мыслительных способностей и социализироваться, превратившись в лидера повстанческого движения обезьян.
Поведение шимпанзе и горилл было похожим, но не идентичным, поэтому для роли Серкису пришлось изучить и этот род приматов. Актер создавал образ, используя информацию о шимпанзе по имени Оливер — примате, который считался чем-то средним между обезьяной и человеком. Именно постепенный переход от обезьяны к человеку и стал ключевой и наиболее интересной деталью образа Серкиса. Цезарь от фильма к фильму и внутри каждого из них медленно, но методично развивается — и в эмоциональном, и в физическом, и в социальном планах.
Технологии к моменту съемок сделали несколько шагов вперед — благодаря этому актерские таланты британца ощущаются еще сильнее, мимика и самые незначительные нюансы вроде движений, взглядов и эмоций стали заметны зрителю. Оттого после выхода финальной части «Планеты обезьян» все больше зрителей и профессионалов твердили о необходимости признания подобных перформансов. Впрочем, дальше обсуждений дело так и не зашло.
Капитан Арчибальд Хэддок, «Приключения Тинтина: Тайна Единорога»
В 2011 году, помимо «Восстания планеты обезьян», вышел и другой проект с участием Энди Серкиса — компьютерный мультфильм «Приключения Тинтина: Тайна Единорога», снятый Стивеном Спилбергом с использованием технологии захвата движений. Без Серкиса создатели вновь обойтись не смогли, так как маститый режиссер впервые работал с motion capture. К тому же Энди в детстве обожал комиксы о приключениях Тинтина.
Детским мечтам сыграть главного героя не суждено было сбыться, но другого важного в этой истории персонажа Спилберг ему все-таки доверил. Серкису достался капитан Арчибальд Хэддок — уже списанный моряк, чья главная цель в жизни — найти очередную бутылку виски и быстро ее опустошить. Однако морское чутье все еще при нем. Внезапно возникший в жизни Хэддока Тинтин становится для капитана спасательным кругом, помогающим моряку вырваться из рутины повседневности, заполненной бездельем и алкоголем. В поисках сокровищ герои узнают о себе много нового и к концу путешествий превращаются в других людей. Серкис так описывает своего персонажа:
«Капитан Хэддок мне тоже очень нравился в детстве — тем, что он был такой ходячей катастрофой. Уже потом я этого персонажа понял поглубже: почему он докатился до такой жизни, начал много пить, стал таким неудачником. Он несет на себе груз вины за предыдущие поколения, но на самом деле у него благородное сердце. И еще он очень эмоциональный, его эмоции абсолютно чистые, нефильтрованные. Если это ярость, то настоящая ярость, если жалость к себе, то реальная и искренняя».
Иэн Дьюри, «Секс, наркотики и рок-н-ролл»
Среди лучших ролей актера стоит выделить и воплощенный образ музыканта Иэна Дьюри в британском байопике «Секс, наркотики и рок-н-ролл». В нем можно увидеть одновременно знакомого и незнакомого Серкиса — на экране он появляется со своим лицом и без компьютерных эффектов, только в гриме.
Иэн Дьюри — один из столпов британского панк-движения, который в молодые годы переболел полиомиелитом. В каком-то смысле для Серкиса эта роль стала отдушиной: он сумел вырваться из оков технологии захвата движений и создать буйного, стремящегося к свободе персонажа.
Актер вдохновлялся музыкой Дьюри в молодости, поэтому ему было интересно готовиться к роли, изучать героя, общаясь с его родственниками и друзьями. Все ради того, чтобы показать его неоднозначный характер — в жизни Иэн часто вел себя по-свински. Однако даже несмотря на тяжелую болезнь и разрушающий выбор жизненных приоритетов, музыкант стал символом поколения. Именно такого Дьюри и создал Серкис. Роль принесла ему единственную в карьере номинацию на премию BAFTA за лучшую мужскую роль.