Обманутая сирота, мать и Антихрист. 5 лучших ролей Шарлотты Генсбур | Кино | Time Out

Обманутая сирота, мать и Антихрист. 5 лучших ролей Шарлотты Генсбур

Анастасия Агеева   21 июля 2022
6 мин
Обманутая сирота, мать и Антихрист. 5 лучших ролей Шарлотты Генсбур
Фото: legion-media.ru

21 июля день рождения отмечает Шарлотта Генсбур — актриса, певица и с недавних пор режиссер, поскольку сняла документальный фильм о своей матери Джейн Биркин. Во всем мире француженка известна прежде всего сотрудничеством с Ларсом фон Триером. Time Out вспомнил 5 лучших ролей актрисы.


«Маленькая воровка» (1988)

В фильме Каннского лауреата Клода Миллера 17-летняя Шарлотта Генсбур примерила на себя роль клептоманки Жанин. Девушка росла как сорная трава, грезя найти себе место под солнцем в кинематографе. Ради своей мечты она и идет на кражи одежды: с ее помощью она планирует очаровывать мужчин — и тем самым когда-то обеспечить себе безбедное существование.

Такие истории типичны для классика французского кино Франсуа Трюффо — до своей смерти в 1984 году он успел лишь написать сценарий к картине. Однако много в «Маленькой воровке» и от ее режиссера. Героями Миллера чаще всего оказываются иррациональные женщины, юные наивные девушки и манерные мужчины — люди, склонные сохранять детскую непосредственность и спонтанность, не теряя при этом удивительную и словно не свойственную им проницательность.

Вот и героиня Генсбур оказывается такой амбивалентной персоной: с одной стороны, мечтательная, робкая и малообразованная, с другой — страстная и вульгарная. И вся проблема картины сводится к тому, какой мужчина раскроет потенциал Жанин, дав ей свободу от бедности и позволив мыслить и действовать нестандартно не вопреки обстоятельствам, а чтобы жить в согласии с собой.


«Джейн Эйр» (1996) 

Экранизаций самого известного романа Шарлотты Бронте на сегодняшний день снято уже с десяток, а история, в нем рассказанная, была реальной и стала вдохновением для многих кино- и театральных произведений. Осиротевшая Джейн, отучившись в интернате, становится гувернанткой в доме мистера Рочестера. Их отношения из рабочих переходят в разряд романтических, но внезапно открывается серьезная тайна, с которой Джейн не может мириться.

В этом образе перед Шарлоттой Генсбур вновь стояла задача показать двойственность. Скромная и непритязательная снаружи, внутри книжная героиня скрывает пламя страсти. Многие же сочли эту киноверсию Джейн Эйр чересчур безэмоциональной, но тому есть объяснение — так она становится еще большим антиподом загадочного и темпераментного Рочестера.

Режиссер Франко Дзеффирелли исказил восприятие героини из книги, тем самым смутив добрую половину аудитории. Однако это не отменяет тот факт, что вместе с Шарлоттой Генсбур они смогли создать проблемного персонажа без привычных для других экранизаций лоска — и дать ей подходящее окружение, выкачав из фильма почти все радостные краски.


«Антихрист» (2009)

В 2009 году началось сотрудничество Шарлотты Генсбур с датским режиссером Ларсом фон Триером, что привело к определенным успехам — например, за фильм «Антихрист» актриса получила Серебряную премию Каннского кинофестиваля за лучшую женскую роль. Позднее она также снялась у постановщика в картине «Меланхолия» и дилогии «Нимфоманка».

Есть Он и Она — супруги, потерявшие ребенка по недосмотру. На протяжении фильма они переживают три стадии: Горе, Боль и Отчаяние. Секс выступает в качестве терапии, и его режиссер сопровождает десятками символов, от образов диких животных до собственного Эдема героев, расположенного в изолированной хижине посреди устрашающего леса. Триер честно говорит со зрителем о порочности, отсюда и название.

Шарлотта Генсбур в этом водовороте метафор и хаоса становится опасной для себя и окружающих. Она страдает, Она иррациональна. Оттого причинение боли близкому — освобождение от боли собственной, не до конца осознаваемое. Говорить о личностных характеристиках героини Генсбур здесь не приходится — горечь, которую она передает через экран, становится едва ли не самостоятельным персонажем и перетягивает все внимание на себя. А актеры в это время — партнером Шарлотты стал Уиллем Дефо — полностью оголенные исполняют интимные пируэты.



Дилогия «Нимфоманка» (2013)

Ларс фон Триер шокирует не только фривольными отсылками к мифологии и религиозным символам, но и свободой в изображении секса. Для него он — гораздо больше, чем физическая потребность, попытка избавить мир от ханжества и предрассудков.

О своей непростой и в то же время насыщенной жизни женщина Джо рассказывает без утайки немолодому Селигману — все ровно до того момента, как он нашел ее в переулке, едва дышащую. О детстве, когда впервые обнаружила у себя половые органы, о подростковом возрасте, когда лишилась невинности с соседом, о зрелости, когда потеряла удовольствие, и о последних событиях, когда череда неверных решений привела к их встрече. Этот откровенный разговор на откровенную тему — почти исповедь, учитывая асексуальность Селигмана.

Несмотря на то что Генсбур воплощает образ главной героини, это не кино одного актера. В «Нимфоманке» важен именно доверительный контакт между исполнителями ролей, поскольку многие из сцен были сняты полностью без одежды и с нарушением практически всех личных границ. Собрав под свое крыло далеко не самых обычных звезд, прежде известных необычными перформансами, Триер создал незабываемую нордическую философскую притчу о ложном благочестии.


«Обещание на рассвете» (2017)

За киноадаптацию романа французского писателя Ромена Гари в конце десятых взялся Эрик Барбье, в чьем послужном списке вряд ли что-то может оказаться знакомым российскому зрителю. Обратившись к тяжелой автобиографической истории, он, тем не менее, смог переложить ее на экран с местами удивляющей легкостью и неподкупной честностью.

Фильм чем-то напоминает роуд-муви: французский офицер Ромен Гари должен преодолеть немыслимое количество испытаний, чтобы достичь своей цели — и сдержать обещание, данное матери.

Не все образы одинаково идеально подходят Шарлотте Генсбур, но материнское амплуа сидит на ней как влитое. Такая же непокорная, как любая из ее героинь, Нина трогательно заботится о сыне и верит в него настолько неистово, что у того не остается выбора — кроме как оправдать все возложенные ожидания. Это, однако, не происходит против его воли, а становится идеальной мотивацией, чтобы, стиснув зубы, бороться с общественными предрассудками и ковать собственное будущее.