Дядя Ваня из Уэльса и итальянские сестры. 5 зарубежных экранизаций Чехова | Кино | Time Out

Дядя Ваня из Уэльса и итальянские сестры. 5 зарубежных экранизаций Чехова

Анна Самойлова   29 января 2025
5 мин
Дядя Ваня из Уэльса и итальянские сестры. 5 зарубежных экранизаций Чехова
Кадр из фильма «Дуэль»
29 января исполняется 165 лет со дня рождения Антона Чехова — одного из самых экранизируемых русских писателей в мире. Time Out рассказывает о пяти иностранных фильмах, основанных на произведениях классика — несмотря на самобытный сюжет, в них угадывается неповторимый чеховский стиль.

«Страх и любовь» (Paura e amore, 1988)

Три сестры Парини вместе с братом живут на севере Италии в старинном доме, погруженном в траур после скоропостижной кончины отца семейства. Именно в эти горестные дни в жизнь молодых женщин врывается Массимо (Петер Симонишек) — бывший ученик их папы. Встреча становится роковой для старшей Велии (Фанни Ардан), привыкшей к одиночеству, и для средней Марии (Греты Скакки), давно потерявшей эмоциональный контакт с мужем.

Маргарете фон Тротта — едва ли не самая известная постановщица в европейском кино 70-80-х годов. «Страх и любовь» запоминается вниманием к чеховской драматургии. Автор стремится раскрыть мотивы поступков и внутренние страхи героинь и в финале словно срывает с них маски, под которыми те прячут свои истинные лица.

Картина «Страх и любовь» вдохновлена чеховскими «Тремя сестрами» — пьесой о недостижимости счастья. В оптике фон Тротты будущее героинь представляется более пессимистичным, чем в оригинальной истории.


«Август» (August, 1996)

После смерти родной сестры Иэн (Энтони Хопкинс) остался жить в семейном поместье вместе с племянницей Шоной (Райн Морган). Под крышей дома собираются супруг покойной профессор Блэтвайт (Лесли Филипс) со своей второй женой, а также старый друг семьи и доктор Майкл Лойд (Гоун Грейнджер). В душных комнатах герои скандалят и исповедуются друг перед другом, что едва не приводит к трагедии.

Действие фильма, основанного на чеховском «Дяде Ване», из дворянской России переносится в Уэльс, что вносит коррективы в повествование, но не меняет идею оригинала. Герой Хопкинса становится мудрым наблюдателем происходящих интриг. В связи с тем, что исполнитель главной роли — еще и режиссер картины, его фигура внутри повествования обретает символическое значение. Без такого мудрого «дяди Джона» мир героев был бы разрушен.


«Дуэль» (Anton Chekhov’s The Duel, 2010)

Несколько лет аристократ Лаевский (Эндрю Скотт) и его возлюбленная Надежда (Фиона Глэскотт) жили во грехе, ведь вопреки всем правилам тайно бежали от ее мужа. Постепенно такое существование наскучило герою, но тут пришло известие о смерти законного супруга.

Режиссер Довер Кошашвили наполняет пространство экранизации чеховской «Дуэли» пересудами, в которых раскрывается состояние скуки и обреченности аристократов. Герои словно не способны ни на благородные, ни на смелые поступки и лишь плывут по течению.

Сюжет замедляется благодаря тому, что Кошашвили детально показывает пейзажи, интерьеры, одежду героев, заставляя зрителей теряться в роскоши.


«Зимняя спячка» (Kis Uykusu, 2014)

Бывший театральный актер Айдин (Халук Бильгинер), ныне владелец уютной гостиницы, остается зимовать в здании вместе с женой и родной сестрой. Мир, как и герои, словно замерз, но внешняя неподвижность становится почвой для будущих страстей.

Неторопливое повествование дает возможность проследить за диалектикой героев, каждый из которых незаметно для окружающих переживает духовный кризис.

Главным источником вдохновения для режиссера «Зимней спячки» Нури Бильге Джейлана стал рассказ Антона Чехова «Жена». Однако в отсутствии искренних диалогов между героями и погруженности каждого в свое дело легко угадать элементы и других произведений писателя. В 2014 году лента получила главный приз Каннского кинофестиваля.


«Чайка» (The Seagull, 2018)

Сердце Нины Заречной (Сирша Ронан), юной дочери помещика, уже давно живет мечтами о театральной жизни. Вопреки заветам родителей, она стремится стать актрисой и находит поддержку в лице Кости Треплева (Билли Хоул), который мечтает модернизировать старый скучный театр. Приехав к нему домой, Нина знакомится с популярным беллетристом Тригориным (Кори Столл) и умоляет забрать ее в Москву.

Автором новой экранизации пьесы Чехова выступил театральный режиссер Майкл Майер, известный по бродвейским постановкам и мелодраме «Дом на краю света». Постановщик, сохраняя чеховскую интонацию и каркас пьесы, создает современную историю о творчестве, предназначении и эгоизме. Он внимательно следит за психологическими движениями и оттенками настроения героев, а размышления Треплева, как ни странно, созвучны современным спорам об искусстве.

Главной удачей «Чайки» можно назвать не столько внимательное отношение к тексту, сколько актерские работы. Среди них, прежде всего, запоминается Сирша Ронан — тонкая и наивная Нина Заречная, не сломавшаяся под ударами судьбы.