Грустный сказочник. 5 малоизвестных фильмов Эльдара Рязанова
18 ноября режиссеру Эльдару Рязанову могло бы исполниться 94 года. Всенародную любовь кинематографист получил благодаря лирическим комедиям «Ирония судьбы, или С легким паром», «Служебный роман» и «Гараж». Time Out рассказывает о 5 важных фильмах режиссера, которые остались в тени других его шедевров.
«Весенние голоса» (1955)
Автором первого широкоформатного фильма в Советском Союзе стал Эльдар Рязанов. Комедия «Весенние голоса», или «Счастливая юность», также ознаменовала переход постановщика из документального кино, в котором он работал некоторое время после окончания режиссерского факультета ВГИКа, в игровое.
Именно поэтому фильм получился экспериментальным с точки зрения не только формата изображения, но и содержания: комедийные постановочные сцены перемежались с хроникальными съемками жизни студентов ремесленных училищ и их творческих достижений.
Фильм рассказывает о двух прилежных учащихся — Иване (Владимир Сальников) и Нине (Надежда Румянцева). Готовясь к V Всесоюзному смотру художественной самодеятельности трудовых резервов республик СССР, они создают уникальный телевизор, приспособленный для демонстрации выступлений творческих коллективов. Фабула словно несет в себе автобиографическое начало, ведь и сам Рязанов был новатором, представившем публике новое изобретение.
«Дорогая Елена Сергеевна» (1988)
«Дорогая Елена Сергеевна», основанная на одноименной пьесе Людмилы Разумовской, показывает неожиданную грань таланта Рязанова — здесь он беспощаден и жесток по отношению к своим героям.
Впитавшая с детства идеалы Советского Союза Елена Сергеевна (Марина Неелова) одинока и единственное утешение находит в работе учительницей. Однажды к ней без предупреждения приходят ее ученики, которые пытаются уговорить женщину помочь им подменить экзаменационные работы, чтобы получить высокую оценку. Однако женщина отказывается пойти на подлог, несмотря на все угрозы и грубые слова.
Робкая Елена Сергеевна привыкла говорить лозунгами и заученными фразами о ценностях и совести, поэтому не может пробиться через установки молодых ребят, убежденных, что в новом мире все можно купить. Опьяненные свободой, они забывают о духовности, поэтому фильм поднимает вопрос ответственности старшего поколение за младшее.
«Предсказание» (1993)
Картины, снятые в 80-90-х годах, пронизаны пессимистичными настроениями и тревожными предчувствиями. Это отразилось и на творчестве Рязанова. Однако если трагикомедия «Небеса обетованные» довольно известна, то драма «Предсказание» оказалась практически забыта.
По сюжету писатель Олег Горюнов (Олег Басилашвили) встречает цыганку — она обещает, что в недалеком будущем он найдет свою истинную любовь, а вскоре после этого умрет. Погрузившись в печальные думы, герой встречает очаровательную Люду (Ирен Жакоб) и с ужасом понимает, что предсказание начинает сбываться.
В картине реалии перестройки переосмысливаются режиссером. Это еще один пример «городской сказки» — созданного Рязановым жанра, где, несмотря на прозу жизни, всегда есть место чуду. «Предсказание» стало одним из самых личных фильмов Рязанова, ведь в судьбе Горюнова можно увидеть отражение событий из жизни самого автора.
«Ключ от спальни» (2003)
В 2003 году Санкт-Петербург праздновал 300 лет со дня основания. В честь громкой даты Эльдар Рязанов снял один из самых необычных и, отчасти, спорных фильмов — комедию «Ключ от спальни», основанную на одноименном фарсе Жоржа Фейдо.
Запутанный водевиль рассказывает о прекрасной Аглае (Евгения Крюкова) — жене артиллериста (Владимир Симонов), окруженной несколькими любовниками. Однако счастье от внимания поклонников омрачается, когда кавалеры начинают узнавать друг про друга. Действия разворачиваются в петербургских салонах начала XX века — и во многом очарование фильма строится именно на погружении в повседневную жизнь эпохи Серебряного века с ее легкомысленными развлечениями и дорогими нарядами.
Некоторые зрители прониклись этой буффонадой, другие упрекали Рязанова в безвкусии и пошлости, ведь озорная картина так сильно отличается от его обыкновенно лирических работ.
«Андерсен. Жизнь без любви» (2006)
Идея снять фильм о писателе Гансе Христиане Андерсене посетила Рязанова еще в 80-е, но тогда реализовать проект было невозможно. Спустя долгие годы, в начале нулевых, у него наконец появился шанс — и он его не упустил.
Началась изнурительная подготовка к съемкам. Необходимо было найти не только исполнителя главной роли (Сергей Мигицко), но и актеров массовых сцен. Исследуя биографию классика, Рязанов решил — на экране он покажет все грани характера героя, в котором сказочным образом уживались тщеславие и детская наивность.
И все же «Андерсен. Жизнь без любви» нельзя воспринимать как байопик: здесь реальные факты из жизни Андерсена феерично переплетаются с образами, сошедшими со страниц его книг.