Потерянное время, нордические пейзажи и зомби. 5 незаурядных норвежских комедий
25 августа в российских кинотеатрах стартует прокат норвежской комедии «Все ненавидят Йохана». Скандинавское кино известно не только холодными цветами, мрачными пейзажами и суровыми героями, но еще и уморительными историями, блестяще передающими северный колорит. Time Out вспоминает 5 незаурядных норвежских комедий.
«Счастлива до безумия», 2010
Сигве и Элизабет — молодая пара, которая испытывает трудности в отношениях. Вместе они решаются на рискованный шаг и переезжают в далекую заснеженную глушь долой с глаз людских. Впрочем, снег и холод — не единственные их спутники, ведь по соседству проживает еще одна пара с ребенком. Они знакомятся, проводят совместный вечер за ужином и обнаруживают, что их проблемы практически идентичны, а сами влюбленные очень сильно отличаются друг от друга. Понимание, ради поиска которого Сигве и Элизабет приехали в глушь, оборачивается запутанным клубком страстей, открытых и латентных чувств.
Дебютная картина постановщицы Анне Севитски вполне могла бы сойти за типичную американскую мелодраму о двух соседствующих парах — те внезапно обнаружили между собой отличия, которые не дадут им мирно сосуществовать. Фильм начинается как комедия нравов и постепенно находит другую дорогу — ирония отношений трансформируется в семейную драму так же, как счастье, за которым гнались герои, становится безумием, обнажающим интимные проблемы каждого из них вместе и по отдельности.
Вероятно, такая глубина и позволила норвежской ленте обрести поклонников за океаном и Гран-при фестиваля «Санденс» в программе «Мировое кино».
«Операция “Мертвый снег”», 2009
Группа из семи студентов отправляется на отдых в горы Норвегии. Заселившись в небольшой домик, они встречают незнакомца, который рассказывает о местной легенде. Оказывается, много лет назад на этом месте погибли нацисты, грабившие селян во времена Второй мировой. Друзья не обращают на это внимания, но уже на следующее утро с ними приключаются странные события — отдых на свежем воздухе превращается в сущий кошмар с кровью и полчищами зомби-нацистов.
Ленту снял один из самых известных современных норвежских постановщиков Томми Виркола. Позднее он поработал над голливудскими триллерами «Охотники на ведьм» и «Тайна семи сестер», но до этого ему пришлось с нуля создавать свое режиссерское имя, снимая малобюджетные би-муви. За пару лет до комедийного слияния двух главных страхов кино — нацистов и зомби — Виркола пародировал Квентина Тарантино и его «Убить Билла» в полуторачасовом и довольно мерзком боевике «Убить Булью» (2007).
В 2009-м режиссер пошел еще дальше и в год, когда Тарантино выпустил своих «Бесславных ублюдков», порадовал норвежскую публику «Операцией “Мертвый снег”» — совершенно дурашливым жанровым синтезом на обломках подростковых слэшеров прошлого века. Только вместо привычного убийцы в страшной маске и с бензопилой (подставьте любое другое орудие убийства) здесь возникают зомби-нацисты, устраивающие настоящую вакханалию в духе «Живой мертвечины». Не без смеха, конечно. Об оммажах к эталону кровавой зомби-комедии Питера Джексона режиссер тоже не забывает. В остальном «Операция “Мертвый снег”» почти не отличается от других слэшеров с элементами комедии. Правда, необычной для кино угрозы в виде зомби-нацистов в пейзажах заснеженной Норвегии некоторым зрителям будет уже более чем достаточно.
«Отважный Ю», 2010
Ю — 13-летний парень, который не отличается сильным характером. Он смышленый и хитрый мальчик, но смелости и решительности ему не хватает. Это проявляется практически во всем: Ю боится играть в футбол и получить травму, пытается избегать одноклассников-задир и вообще опасается всего вокруг, даже симпатичных девочек. Его стихия — учеба, решение уравнений и коллекционирование футбольных карточек. Однажды мальчику попадается карточка вратаря «Ливерпуля», которая, по мнению Ю, принесет ему удачу, особенно в отношениях с новенькой одноклассницей Мари.
«Отважного Ю» сложно однозначно назвать комедией. Это милое драмеди о периоде взросления мальчика, ставшего жертвой своей гиперопекающей матери. Он задумывается о негативных последствиях любого действия, даже еще не начатого, и сразу же осекает себя. На этом-то и построен местный юмор — в фильме много самых разных несуразиц, через которые Ю с боем прорывается к новой версии себя благодаря подруге и счастливой карточке.
Картина, явно выполняющая воспитательную функцию, может похвастаться премией «Хрустальный медведь» Берлинского кинофестиваля в категории «Лучший художественный фильм конкурса для юношества» и идеально подходит для семейного просмотра.
«То, что ее заводит», 2011
15-летняя Альма живет в маленьком вымышленном захолустном городке Скуддехэймен, который ненавидит всем сердцем. Из развлечений в этом месте — только интимные практики и откровенные галлюцинации. В районном центре, куда она ездит в школу, жизнь гораздо интереснее. Альма влюблена в одноклассника Артура, и на одной из вечеринок они уединяются. Подруги девушке не верят, предает и Артур — вернуться к реальности помогает мать, как только видит счета от телефонной службы «Дикие и горячие фантазии».
Эротические комедии — жанр не столь популярный. Большинство фильмов равняются на «Американский пирог», но получается из этого чаще всего один сплошной испанский стыд.
Норвежская комедия постановщицы Яннике Систад Якобсен с элементами, будто списанными с дебютных картин Валерии Гай Германики, поднимает немало сложных подростковых проблем и представляется куда более осмысленной, глубокой и интимной версией «Американского пирога». Конечно, не без постоянных диалогов о гениталиях. В конце концов, именно мужское достоинство становится яблоком раздора в комедии Якобсен, помогающей взглянуть на период полового созревания сквозь женскую оптику.
«О’Хортен», 2007
Одд Хортен работает машинистом поезда. Ему 67 лет, и он всю жизнь возил пассажиров по маршруту Осло — Берген. Из-за этого его жизнь превратилась в расписание: Одд старается упорядочить все, но возраст регламентировать не удается — приближающаяся пенсия заставляет его пересмотреть планы на жизнь. Одд пропускает свой последний рейс и старается восполнить все, что не сделал ранее. Его ждут необычные приключения и знакомства с людьми, которые помогут взглянуть на жизнь по-новому.
В «О’Хортене» смешиваются два жанра — драма и комедия. Герою, абсолютно непробиваемому и равнодушному, во время прощального путешествия приходится преодолевать экзистенциальный кризис и искать вдохновение в резко изменившейся повседневности.
Лента режиссера Бента Хамера — своего рода «Сказка о потерянном времени» со скандинавским колоритом, где нашлось место почти английской иронии и немецкой педантичности. Немного заторможенные и слегка занудные приключения Одда напоминают типичное представление о пенсионере из сытой европейской страны — мило путешествующем и вкушающем все, что ускользало от его взора раньше.