5 отечественных киношедевров, которые вы могли пропустить
«Со мною вот что происходит», 2012
Проникновенный, меланхоличный фильм Виктора Шамирова с Гошей Куценко в главной роли. Главные герои — два брата: интеллигентный старший Валя из Волгограда (Шамиров) и младший Тема (Куценко), давно перебравшийся в Москву, работающий на крупную корпорацию и мечтающий о заветном повышении.
Режиссер: Виктор Шамиров
В ролях: Гоша Куценко, Виктор Шамиров, Александра Петрова, Олеся Железняк, Александр Робак
В канун Нового Года братья узнают, что их отец неизлечимо болен, и будущий праздник для него станет последним. Валя безуспешно пытается улететь в Волгоград, чтобы провести время с сыновьями и родителями, Тема — подготовиться к выступлению на корпоративе и будущему разговору с начальником. Дуэт превращается в трио, когда к братьям примыкает соседская девчонка Алена, чья мать подралась с очередным ухажером и оказалась в отделении полиции.
В предпраздничной, шумной, равнодушной Москве герои между бесконечными пробками и разговорами выясняют, что все они одинаково одиноки, придавлены обстоятельствами жизни и будущей смерти и до невозможности растеряны. Они много говорят, пытаясь заполнить пробелы и паузы — возможно, чтобы не было так пусто и стыдно. Но за этот короткий промежуток времени вместе Валя и Тема становятся ближе друг другу, чем когда-либо, а об Алене, кажется, впервые в жизни заботятся сразу два взрослых человека. Небанальное новогоднее кино, главный семейный праздник в котором проходит как-то слишком мимо героев и только еще больше подчеркивает необходимость человека в человеке.
Подруги Оля и Саша приезжают в Крым, неведомо как найдя адрес отца первой. Он свою дочь никогда не видел: мимолетный роман с девушкой из Москвы, забыли, проехали. То ли от страха, то ли от неуверенности Оля предлагает Саше взять на себя роль объявившейся дочки.
Режиссер: Нигина Сайфуллаева
В ролях: Марина Васильева, Александра Бортич, Константин Лавроненко, Кирилл Каганович
Постепенно беззаботные каникулы в Крыму у чужого и не проявляющего отцовских чувств мужчины превращаются в настоящую личную драму для молодых девушек.
«Как меня зовут» — первый полный метр Нигины Сайфуллаевой и дебютные роли совсем юных Марины Васильевой и Александры Бортич. Простая и понятная история про поиск того, чего никогда не было. Сайфуллаева предлагает зрителю сложный и эмоциональный разговор о нежданных и нежеланных детях, надеющихся найти того, кто только номинально родитель. Они страдают и пытаются бороться — как с этой болезненной частью своей жизни, так и с вытекающими отсюда проблемами с внешним миром и самими собой.
Возможно, лучший фильм Андрея Звягинцева, где свойственные режиссеру пафосные рассуждения о вечном сводятся к минимуму. Притча в «Елене» упрощается и пересказывается простым языком, и это играет фильму на руку.
Режиссер: Андрей Звягинцев
В ролях: Надежда Маркина, Андрей Смирнов, Елена Лядова, Алексей Розин
Холодная, медленная камера Михаила Кричмана, постоянного оператора Звягинцева, фиксирует жизнь Елены, бывшей медсестры, которая вышла замуж за богатого пожилого бизнесмена и освоила новую профессию — домработницы при муже.
Супруги спят в разных комнатах, разговаривают только за завтраком, а по вечерам каждый смотрит свое по ТВ: она — слезливые ток-шоу, он — спортивные трансляции. Дети от предыдущих браков вышли не абы какие: его дочь — гедонистка (потрясающая Лядова), скорее всего, неработающая, ее сын — тунеядец, живущий на окраине города в крошечной квартире и плюющий с балкона.
Елена помогает семье отпрыска деньгами, те особо не благодарят и просят еще. В очередной раз навещая родственников, Елена узнает, что на обучение внуку-оболтусу нужна крупная сумма, иначе случится страшное — мальчик отправится в армию, а там нынче опасно. Женщина приходит за помощью к мужу, тот отказывает, а после примирительного секса и посещения спортзала падает с сердечным приступом. Елена возвращается к роли медсестры и начинает ухаживать за мужем. Теперь не только он, но и его деньги оказываются в ее полной власти. И даже завещание, написанное и заверенное, не помешает ей помочь семье.
За почти 2 часа хронометража Звягинцев посредством диалогов, точных бытовых деталей и отстраненной камеры добивается максимального раскрытия характеров героев. Его персонажи — всегда сложные, противоречивые, донельзя похожие на наших соседей, знакомых или, не дай бог, на членов семьи. Плюс тонкая работа с актерами, которые в фильмах Звягинцева выдают свои, вероятно, лучшие перформансы.
В дебютном полном метре Наташи Меркуловой и Алексея Чупова речь идет о том, о чем у нас говорить не принято: о сексе, телесности, влечении, эротических фантазиях и личных травмах. Фильм поделен на новеллы, не связанные друг с другом сюжетно.
Режиссер: Наташа Меркулова, Алексей Чупов
В ролях: Юлия Ауг, Олеся Судзиловская, Юрий Колокольников, Алексей Чупов
Фотограф Юрий, который снимает гениталии разных людей, его жена и любовница, работающая прислугой при одиозном деятеле искусства. Семейная пара и циркач: она, мечтающая о ребенке, он, серьезный, отстраненный, как и ожидается от мужчины с высоким социальным статусом, и молодой артист цирка, в которого супруги по очереди влюбляются. Алексей, утративший в браке желание заниматься сексом и отчаянно пытающийся вернуть себе былую страсть. И женщина средних лет из комитета по нравственности, яростно сопротивляющаяся любым проявлениям сексуальности, однако все свободное время проводящая в постели с фаллоимитатором.
Меркулова и Чупов где-то абсолютно издевательски и с дьявольским сарказмом, где-то с сочувствием исследуют сексуальность и психофизиологические травмы обычных людей. В таком ключе кинематографисты препарируют тему секса, возможно, впервые в отечественном кино.
Тонкое высказывание о расставании и самая трогательная и эмоциональная роль Данилы Козловского. Классический сюжет про любовный треугольник с отсылками к голливудским ромкомам 80-х.
Режиссер: Павел Руминов
В ролях: Данила Козловский, Елизавета Боярская, Владимир Селезнев
Девушка с исконно русским именем Афина уходит от стендапера Никиты к человеку с простой профессией — стоматологу Алексею. Никита никак не может смириться с таким раскладом и клянется вернуть подругу любым возможным способом. Несмотря на иногда излишнюю сентиментальность, режиссер и сценарист картины Павел Руминов соблюдает важный баланс комедийных и драматических элементов и создает живые, характерные для персонажей диалоги. «Статус: Свободен» заявляет важное: новый бойфренд бывшей подружки не всегда плохой парень, даже если так очень хочется думать.