Горе-детективы и охотники на вампиров: 5 пародийных фильмов ужасов
Когда становится не по себе, можно попытаться посмотреть на ситуацию с юмором — для этого отлично подходят комедии. Time Out рассказывает о 5 пародиях на фильмы ужасов, которые помогают преодолеть страх.
«На помощь!» (Au secours!, 1924)
Лаконичная и остроумная история Абеля Ганса с великим комиком немого кино — Максом Линдером — в главной роли. По сюжету герой (Линдер) спорит со своим старым другом графом Малеттом на то, что он сумеет провести один час в зловещем замке с дурной репутацией. Все, что встретится Максу в комнатах старинного особняка, превзойдет ожидания некогда храброго мужчины. Он столкнется с опасными хищниками, безголовым людьми, танцующими скелетами и своим самым главным страхом.
Сюжет строится на соединении традиций американской комедии и жуткими образами, сменяющими друг друга, как в калейдоскопе. Статуи оживают и преследуют персонажа, но благодаря нелепым движениям и мимике это вызывает у зрителей не волнение, а смех. Пространство искажается, растягивается, но герой остается невозмутимым. Здание с эластичными стенами напоминает не хитроумную ловушку садиста, а комнату смеха. Абель Ганс доказывает, что ужасы и комедия могут быть созданы на одном материале, а отличает их лишь подача.
«Бал вампиров» (Dance of the Vampires, 1967)
Классическая мрачная комедия Романа Полански — одно из самых смелых и оригинальных комедийных переосмыслений легенд о вурдалаках. Профессор Абронзиус вместе с неопытным ассистентом Альфредом (Роман Полански) отправляются в Трансильванию, чтобы уничтожить вампиров. По пути они останавливаются в одном небольшом доме. Ночью дочку хозяина — рыжеволосую красавицу (Шэрон Тейт) — похищает коварный кровосос. Герои отправляются в логово вампира.
Комедия строится на противоположных темпераментах главных героев — флегматичного, неуверенного в себе Альфреда и неунывающего, восторженного профессора.
Несмотря на мрачную атмосферу и изображение могущественного зла, которое сильнее простых смертных, «Бал вампиров» все же вызывает улыбку благодаря ироничному пересомыслению образа вампиров.
«Ужин с убийством» (Murder by Death, 1976)
Пятерка виртуозных искушенных детективов со всего мира получает приглашения от некоего мистера Лайонела Твейна (Трумен Капоте) на ужин. Не подозревая ничего дурного, гости приезжают в назначенное место и узнают, что гость предложил им принять участие в опасной игре. В полночь в доме будет совершено убийство, и они должны будут расследовать его. Победитель получит денежное вознаграждение. Ровно в назначенный час детективы находят труп хозяина дома, а вокруг них начинают происходить жуткие явления.
Уже из описания сюжета становится понятно, что «Ужин с убийством» — пародия на классические детективные истории. В фильме снялись великие британские актеры: Питер Фальк, Алек Гиннесс, Мэгги Смит. Их персонажи пародируют культовых детективов мировой литературы: Эркюля Пуаро, мисс Марпл, Ника Чарльза. Герои попадают в необъяснимые ситуации, но стремятся сохранять серьезность и невозмутимый вид. На этом несоответствии и строится комический эффект.
В изоляции: 10 экранизаций герметичных детективов, от которых невозможно оторваться
«Очень страшное кино» (Scary Movie, 2000-2013)
Франшиза «Очень страшное кино» — безусловно самая известная пародия на хорроры. Фильмы выходили, подхватывая элементы поп-культуры, новости шоу-бизнеса и сюжеты популярных ужасов, и превращали их героев не в отважных борцов с нечистью, а в неудачников, а жутких существ — в нелепых скоморохов.
История о девочке, вылезающей из колодца, соединяется с печальной историей отца-одиночки, на чьем кукурузном поле свои послания оставляют инопланетные гости. Трагическая судьба мальчика-призрака приводит репортершу в таинственную общину, живущую на окраине леса. Фантазия авторов безгранична. Единственная оговорка, которую стоит сделать: «Очень страшное кино» — местами вульгарная, но точно схватившая злободневную повестку, моду и настроения своих зрителей комедия.
«Убойные каникулы» (Tucker & Dale vs Evil, 2010)
Несколько студентов решают отдохнуть за городом от мирской суеты. Их развлечения составляют выпивка, ныряние в прохладную воду и прогулки по лесу. Довольно быстро веселье героев омрачает неожиданная встреча: на отдых также собрались двое деревенских работяг. Студенты верят в то, что их новые знакомые — опасные убийцы, и решают не ждать нападения, а действовать на опережение.
Режиссер «Убойных каникул» Илай Крэйг разворачивает жанр слэшера на 180 градусов и меняет охотников и жертв местами. Деревенщины, представляющие угрозу в триллерах вроде «Техасской резни бензопилой», «Соломенных псов» и «Дня женщины», тут оказываются безобидными ребятами, которых понапрасну испугались городские жители. Страх студентов к чужакам привел к роковым последствиям и кровавой бойне, которая тут выглядит комично.