Непотопляемый маэстро фантастических историй: 5 причин сказать спасибо Джеймсу Кэмерону | Кино | Time Out

Непотопляемый маэстро фантастических историй: 5 причин сказать спасибо Джеймсу Кэмерону

Клара Хоменко   16 августа 2021
7 мин
Непотопляемый маэстро фантастических историй: 5 причин сказать спасибо Джеймсу Кэмерону
Фото: Depositphotos

16 августа День рождения отмечает Джеймс Кэмерон — папа Терминатора, творец планеты Пандора и революционер в области спецэффектов. По этому поводу Time Out от души благодарит неугомонного канадца за те вещи, без которых наша жизнь была бы совсем другой.


За несгибаемость

Кэмерон был очарован кинематографом и спецэффектами еще в подростковом возрасте. Его самой большой мечтой было получить собственный фильм, так что, когда ему предложили «Пираний 2: Нерест», он невероятно обрадовался — надо же с чего-то начинать!

Проблема была в том, что производство фильма представляло собой один огромный непрекращающийся бардак: все актеры первой, более успешной части отказались от съемок, сценарий перекраивали сто раз, а итальянские продюсеры каждый день ругались с Кэмероном прямо на площадке, оспаривая чуть ли не каждое его решение. Денег было мало, поэтому почти никто из съемочной группы не говорил по-английски. Когда же фильм с горем пополам сняли, Кэмерона моментально уволили.

Кадр из фильма «Пираньи 2: Нерест»

Будущий великий режиссер даже не понял, что случилось. Только потом до него дошло — молодого парня без опыта взяли на проект специально для того, чтобы не платить лишнего и делать с его материалом все что угодно. У Джеймса не было денег на адвоката. Монтаж тоже провели без него. Когда он увидел, что сделали с фильмом, то пришел в ужас. Известная история гласит, что, пытаясь спасти свое первое детище, Кэмерон приехал в Рим, ворвался в монтажную, забаррикадировался там и пытался сделать все как нужно, но в конце концов его оттуда вышвырнули. Единственное, чего нельзя было сделать с «Пираньями 2» по условиям контракта — это вычеркнуть оттуда имя режиссера вообще. Поэтому, когда фильм вышел в прокат, все узнали, что это чудовище снял Джеймс Кэмерон.

После такого адского опыта другой человек мог бы сдаться. Кэмерон же с расстройства заболел, а когда выздоровел, решил снять еще один фильм.


За сны

Зарисовки Джеймса Кэмерона к «Терминатору»

Пока Джеймс, умученный кинопроизводством, лежал в постели в Риме, ему приснился кошмар: металлический торс, утыканный ножами, взрывается — и ножи разлетаются в разные стороны. Придя в себя, Кэмерон решил, что это неплохая идея: он как раз недавно смотрел «Хэллоуин» Карпентера, который стоил почти ничего, а принес хорошие деньги.

Режиссер вернулся домой в Калифорнию и засел за сценарий, хотя его агент настаивал, что надо немедленно бросить эту затею. Кэмерон уволил его и продолжил работать. Металлическое туловище обрело ноги, голову и все прочее. Короче, превратилось в робота, который пришел из будущего и гоняется за девушкой. Так появились «Терминатор» и его продолжения.


За Арнольда Шварценеггера

Арнольд Шварценеггер и Джеймс Кэмерон

Чтобы «Терминатор» выстрелил, и Кэмерону, и студии «Орион» на роль Кайла Риза нужна была звезда — причем известная не только в США, но и за рубежом. Это был 1984 год: самыми популярными героями боевиков на тот момент были Мэл Гибсон и Сильвестр Сталлоне, но оба отказались. На роль Терминатора студия предложила О. Дж. Симпсона — все-таки великий бейсболист, который делает удачную карьеру кинозвезды. Кэмерон сказал «нет»: он не мог предположить, чтобы этот парень с добродушным лицом мог сыграть убийцу. Учитывая, что спустя десять лет Симпсона судили за двойное убийство, можно сказать, что Кэмерон никогда так не ошибался.

В конце концов Джеймсу принесли фотографии Арнольда Шварценеггера и сказали, что это может быть Кайл Риз. Такая идея родилась в «Орионе» после «Конана-варвара», который имел большой успех и в США, и за их пределами. Кэмерон пришел в ужас и, поскольку никто не хотел его слушать, разработал план: он поедет на встречу, поругается там с претендентом, выставит его идиотом и избавится от него раз и навсегда.

Только вот когда Джеймс прибыл в ресторан, то обнаружил, что ругаться ему не хочется. Арнольд оказался разумным человеком, который прекрасно понимал, что он не самый великий актер в мире и — что самое главное — ему явно понравился совершенно другой персонаж. Шварценеггер подробно рассказывал Кэмерону, как в армии его учили бесстрастности и каким должен быть нормальный робот-убийца. Пока Арнольд говорил, Кэмерон набросал на листке бумаги его лицо и фигуру в обличии Терминатора и понял — это то, что нужно.

Правда, Шварценеггера пришлось поуговаривать: роль злодея могла поставить крест на его голливудской карьере, к тому же он очень не хотел возвращаться к временам, когда в Голливуде ему давали только роли без слов. С другой стороны, Арнольда грела мысль, что не придется бегать весь фильм в набедренной повязке: всего одна сцена нагишом — и почти сразу и одежда, и мотоцикл. В конце концов Шварценеггер согласился, и это определило его карьеру и будущее на последующие сорок лет.


За леоманию

До «Титаника» Леонардо ДиКаприо был не то чтобы начинающим, но определенно очень молодым и не слишком известным актером. За ним числились несколько чудесных ролей — мы очень рекомендуем ознакомиться с «Полным затмением» или «Комнатой Марвина». Однако никто не называл этого юношу звездой. Именно поэтому на роль в фильме, каждая минута которого стоила миллион долларов, студии хотели совсем других людей — Мэттью Макконахи, Стивена Дорфа или Тома Круза. Кэмерону не нравился ни один студийный вариант: ему нужен был Джаред Лето, но тот даже на прослушивание не пришел. Тогда Кэмерон просмотрел имеющиеся варианты и выбрал ДиКаприо.

Леонардо к тому моменту переиграл множество разноплановых ролей, в числе которых были и романтические герои. Работа у База Лурмана в «Ромео + Джульетта» вышла очень хорошей, но ему не хотелось второй раз играть Ромео. На пробах Кэмерон буквально заставил его читать роль, дважды. В конце концов у режиссера лопнуло терпение, и он сказал 21-летнему Лео: «Слушай, ты не будешь задумчивым неврастеником, ты не будешь хромым, у тебя не будет нервного тика и вообще ничего, что ты находишь интересным!».

ДиКаприо сильно задумался, но в конце концов согласился на роль и впервые получил за свою работу более миллиона долларов, а также неслыханную славу. Ни один человек со времен The Beatles не пользовался такой безумной популярностью. В конце 90-х невозможно было пройти по улице, чтобы не наткнуться на человека любого пола в футболке с кадром из «Титаника».


За качественные 3D-фильмы и телевизоры

Зои Салдана и Джеймс Кэмерон на мероприятии, посвященном фильму «Аватар»

Трехмерное изображение — не новинка наших дней, оно было запатентовано аж в конце XIX века, а первый объемный фильм зрители увидели в 1922 году. Правда, такие технологии в основном использовались для дешевых фильмов ужасов, чтобы зритель глубже вжимался в кресло от летящего к нему чудовища или ножа.

Джеймс Кэмерон со своим «Аватаром» просто взорвал индустрию производства спецэффектов, а с ней и кинопроизводства в принципе. Большая часть того, что мы сейчас видим в фантастических блокбастерах, включая создание персонажей при помощи сочетания работы актеров и компьютерной графики, — это наследие «Аватара».

Бешеный коммерческий успех фильма показал — людям нравятся очень хорошие аттракционы, так что теперь многие картины о приключениях в космосе или кинокомиксы выходят минимум в двух форматах — 2D и 3D. Кроме прочего, благодаря Кэмерону и его «Аватару», который многие хотели без потери ощущений пересмотреть дома, появились постоянно совершенствующиеся 3D-телевизоры.

В оформлении статьи были использованы фотографии из открытых источников, с сайта Depositphotos, из архива Time Out Москва и кадры из фильмов.