5 причин смотреть французский сериал «Летиция» | Кино | Time Out

5 причин смотреть французский сериал «Летиция»

Виктория Савина   23 августа 2021
4 мин
5 причин смотреть французский сериал «Летиция»

25 августа на видеосервисе «Start» состоится премьера «Летиции» Жана-Ксавье де Листрада. Детективная драма основана на реальной истории и стала первым французским сериалом, отобранным для участия на американском фестивале независимого кино «Сандэнс». Time Out делится 5 причинами, по которым стоит познакомиться с этой историей.


Сюжет основан на реальной громкой истории

В 2011 году в небольшом провинциальном французском городе пропала восемнадцатилетняя девушка. Вскоре местная полиция во главе с присланным из центра следователем воссоздает произошедшие до исчезновения события и устанавливает личность предполагаемого убийцы. Однако тело следователи найти не могут.

По мере расследования история становится известна на всю страну. В тот момент президентом Франции был Николя Саркози, который даже пытался сыграть на деле для упрочения своих политических позиций. Также к теме обратился французский историк и писатель Иван Яблонка — он опубликовал книгу «Летиция, или Конец людей» и вскоре получил за нее Гонкуровскую премию.

Богатый опыт режиссера

У автора сериала есть опыт освещения и адаптации реально произошедших криминальных историй. В 2004 году Жан-Ксавье де Листрад выпустил документальный мини-сериал «Подозрения» — он освещал судебный процесс над писателем Майклом Петерсоном, осужденным за убийство его супруги Кэтлин.

Двумя годами ранее кинематографист также получил Оскар за «Лучший документальный фильм». Тогда в программе участвовало его «Убийство воскресным утром», посвященное широко известному в СМИ «делу Брентона Батлера».

В 2000 году в штате Флорида в результате выстрела была убита туристка Мэри Энн Стивенс. Полиция арестовала 15-летнего Брентона Батлера и предъявила ему обвинение. Впоследствии юноша признался в преступлении, после чего дело было передано в суд. Однако в ходе разбирательства защитник Батлера, Патрик МакГиннес, смог добиться оправдания клиента, доказав жестокое обращение полиции и непричастность Брентона.

В «Убийстве» Листрад основательно раскрывает тему несовершенства американской системы правосудия, а также демонстрирует зрителю, какими «грязными» методами может действовать полиция, лишь бы раскрыть дело, в том числе повесив обвинение на невиновного.

Нелинейный нарратив

Детективная история в «Летиции» структурно делится на две части — в этом сериал похож на «Девушку в тумане» и «Девушку в лабиринте», которые Донато Карризи снял по своим же романам. Итальянский писатель использует несколько временных сюжетных линий и разного рода наводки, по которым зритель может не спеша выстраивать разные версии финала.

Первая линия в сериале посвящена непосредственному расследованию и поискам тела Летиции, а также изучению отношений ее сестры-близнеца с приемными родителями. Возвращаясь в прошлое, зритель знакомится с жизнью героинь с момента их рождения. Здесь и беспощадное семейное насилие со стороны отца по отношению к девочкам и их матери, и несовершенства системы органов опеки.

Аутентичная стилистика

Если между структурным устройством «Летиции» и лентами Карризи можно провести параллели, то их форма сильно различается. В обеих работах итальянца много внимания уделяется свету, превалируют грязно-желтые и красные цвета, а некоторые сцены выглядят даже театрально.

«Летиция» Листрада — это характерный санденсовский конкурсант. Цветовая гамма аутентичной приглушенной картинки меняется в зависимости от временного промежутка, в котором происходит действие сериала. Прошлое изображено в более теплых оттенках, с надеждой на благополучное будущее, даже несмотря на повсеместное насилие и несправедливость. А вот настоящее, в котором все ожидания уже развеяны, насквозь пропитано холодностью. Музыкальное сопровождение соответствует визуальному: ненавязчивые композиции Рафа Кюнена подчеркивают упадническое настроение.

Завершающим штрихом становится медленное движение камеры, успевающей уловить как человеческие пороки, так и внутреннюю надломленность героев. Через этот прием узнается почерк оператора Давида Шамбиля, снявшего «Девушку из ниоткуда» Жана-Клода Бриссо («Звук и ярость», «Тайные страсти» и «Селин»).

Актуальные и острые темы

Жан-Ксавье де Листрад глубоко погружается в исследование человеческой жестокости, насилия над женщинами и в семье. Круговорот зверств, тирании и безнадеги преследует сестер с детства вплоть до финала. При этом сериал затрагивает и второстепенных героинь, когда-либо столкнувшихся с насилием и до сих пор не оправившихся от травм.

Бок о бок с этой повесткой идут проблемы несовершенства социальных и судебных структур, которые будут понятны и близки зрителю в силу их актуальности не только во Франции, но и за ее пределами.