Юношеский максимализм и кодекс чести. 5 причин смотреть сериал «Черная весна»
Подростки с пистолетами
По набережным маленького приморского города, артистично обмотавшись шарфом, гуляет старшеклассник Мел (Глеб Калюжный), романтик и поэт. Он давно влюблен в Анжелу (Настя Красовская), которая учится с ним в одном классе. Она же видит в нем только друга.
Ситуация безвыходная, но в ней появляются новые переменные, когда в город снимать рекламу для местного кондитерского короля (Сергей Гилев) приезжает режиссер из Москвы (Артем Ткаченко). Он предлагает Анжеле главную роль, после съемок приглашает ее отпраздновать дебют к себе в номер, а на следующий день перестает замечать. Когда об этом узнает Мел, он решает отомстить за обиду — смыть ее можно только кровью. И Мел, раздобыв с помощью друзей пару пистолетов — антиквариат из местного краеведческого музея, вызывает режиссера на поединок. Так появляется дуэльный клуб «Черная весна».
«Черная весна» — проект супругов Сергея Тарамаева и Любови Львовой, которые сняли сериал и написали для него сценарий, удачно зарифмовав юношеский максимализм и представления о чести времен Пушкина. Главные герои — подростки. Они острее, чем ко всему привыкшие взрослые, переживают предательства и обиды, верят в любовь и готовы отстаивать свои идеалы, делая это самым радикальным способом — на дуэли. Все или ничего, жизнь или смерть, или, как говорит герой Александра Яценко, «тоска так тоска, любовь так любовь» — вот правила, по которым они живут. Это кино литературоцентричное, но цепляющее, даже поразительное, после которого хочется, как главные герои, острее чувствовать, мечтать о большем и верить в хорошее и светлое.
Линия Мела и Анжелы — одна из многих, обозначенных в первых двух сериях (новые эпизоды выходят раз в неделю). В них намечены и другие конфликты: пухлого школьника задирает одноклассник, у многих подростков проблемы с отцами, у их отцов — с законом. Как намекает трейлер сериала, дуэльный клуб не останется без дела.
Хочется надеяться, что режиссеры восьмисерийной «Черной весны» не будут бесконечно усложнять и растягивать сюжет — ловушка, в которую попадали создатели многих сериалов.
Замечательная работа оператора и композитора
«Черная весна» даже в операторском смысле отличается от многих других проектов: сцены сняты целиком без монтажных склеек — камера поворачивается, следует за героями, заглядывает им в лица. Снимать одним дублем сейчас модно, но в сериале этот прием не выглядит памятником себе. Благодаря ему «Черная весна» приобретает атмосферу артхаусного кино, некую «шероховатость» вместо глянцевого клипового монтажа. Это заслуга оператора Михаила Хурсевича, который снял фестивальный хит «Китобой».
Погружение в этот мир было бы также неполным без саундтрека — замечательную музыку для сериала написал композитор Игорь Вдовин («Сердце Пармы», «Нулевой пациент», «Вертинский»).
Приморские пейзажи
Экранный мир «Черной весны» — не реальность, а романтические грезы о ней. Приморский городок, где под вечно хмурым небом разбиваются о берег волны, умыт и нежен. Главные герои, провинциальные подростки, одеты как фэшн-блогеры и при этом говорят на литературном языке. Прекрасны приморские пейзажи — первую дуэль устраивают на пляже, поражающем своей красотой. Создатели сериала обнаруживают эстетику даже в артистично облупленных квартирах в хрущевках и исписанных от пола до потолка общественных туалетах.
Отличный актерский состав
Сергей Тарамаев и Любовь Львова грамотно работают с актерами — переживаниям героев «Черной весны» веришь безоговорочно. Глеб Калюжный немного переигрывает — но его герой Мел, поэт и максималист, идеолог дуэлей как способа решать личные конфликты, вероятно, так себя бы и вел. Не менее выразительны и другие участники дуэльного клуба — в одной компании с Мелом Хенк (Валентин Анциферов), Киса (Артем Кошман) и Гена (Никита Кологривый). На их молодые, свежие, умные лица приятно смотреть. Взрослые герои сериала также выглядят убедительно — особенно хочется отметить роли, сыгранные Гилевым, Ткаченко и Николаем Фоменко.
Жизнь по-максимуму
«Черная весна» пропитана максимализмом: герои испытывают сильные чувства, способные сделать больно даже зрителям. Некоторые считают, что в этом — способности заставить зрителя чувствовать — и есть цель искусства.