5 причин смотреть сериал «Птица доброго Господа»
1
История взросления в экстремальных условиях
1856 год. В Канзасе вовсю полыхает гражданская война между аболиционистами и рабовладельцами: первые в своей массе представляют север, вторые — юг. 11-летний афроамериканец Генри Шеклфорд (Джошуа Калеб Джонсон) прислуживает в таверне вместе со своим отцом. Как-то раз в нее наведывается знаменитый Джон Браун (Итан Хоук) — проповедник, истово верующий во всеобщее равноправие людей и необходимость скорейшей отмены рабства в стране. Неожиданно в таверне завязывается перестрелка, в которой отца мальчика убивают.
Известный аболиционист принимает осиротевшего ребенка в свой маленький, но решительный отряд. Кстати, Джон уверен, что перед ним девочка — он ведет активную работу над освобождением чернокожего населения, но определить пол юного собеседника с ходу не может. В защиту пожилого вояки можно сказать, что на мальчике висят ужасные лохмотья. Перепуганный Генри рад, что вообще смог уцелеть: он боится возразить своему спасителю и потому спокойно становится Генриеттой, наряжаясь в женское платье. Джон нарекает его Луковкой, так как сирота съедает луковицу, которая нашлась в кармане у Брауна. Аболиционист не собирается отпускать от себя ребенка, ни с того ни с сего посчитав его своим талисманом: вот чего не хватало армии военачальника!
Деваться Генри некуда: дома у него нет, родственников тоже. Он отправляется вслед за Джоном Брауном — человеком, отношение к которому у него будет несколько раз меняться. Увлеченный высокими целями аболиционист редко замечает частные истории, потому трагедия юного сироты не кажется ему чем-то значимым.
В начальных титрах к каждой серии, элегантно стилизованных под яркий комикс, Генри превращается в луковицу, катящуюся по дорогам Америки. Именно такая судьба его ждет рядом с бойцами Джона Брауна. На пути мальчика в женском платье встретятся жестокие рабы, белые разбойники, добрая и симпатичная девушка (Майя Хоук) и дамы из борделя. Как Колобок, Луковка периодически бежит от аболициониста, но все же возвращается: плохо везде.
«Птица доброго Господа» поставлена по одноименному роману Джеймса МакБрайда, опубликованному в 2013 году. Как и во многих других приключенческих произведениях, рассказ ведется не от лица героя, ради которого писалась книга — а через оптику его верного помощника или соратника. Генри совсем еще юн и не очень здорово разбирается в людях и нравах своего времени, но он на лету схватывает новую информацию, учится на своих ошибках и постоянно анализирует происходящее вокруг него. В первую очередь он хочет выжить в мясорубке, которую учинили взрослые, но ему также важно разобраться, на чьей он стороне и кого стоит поддерживать.
2
Кто такой Джон Браун?
Джон Браун — реально существовавшая историческая фигура. Неожиданный факт: двух жен у него было в общей сложности 20 детей. До своего активного участия в освобождении афроамериканского населения от рабства он перепробовал много способов заработка, однако ни в одном из них не сыскал успеха.
Когда-то, еще в юношеские годы, Джон хотел стать протестантским священником. Этого не случилось, но всю свою жизнь он был истово верующим человеком. Луковке он постоянно напоминает о правилах приличного поведения благородной девицы. Удивительно, но религиозность в аболиционисте сочеталась с убежденностью в необходимости решительных военных действий. Никакие переговоры с рабовладельцами невозможны, только победы в боях позволят освободить афроамериканское население. Столь неоднозначная фигура, сочетающая в себе милитаризм и фанатичную веру в Бога и права всех граждан, прекрасно подходит на роль центрального персонажа увлекательного приключенческого произведения.
В то же время Брауна вполне можно считать пророком, пусть и безумным: ему просто не повезло дожить до времен Гражданской войны и победы севера. Его идеи уже после его смерти будут признаны правильными, найдутся оправдания и для его радикальных методов. В его честь даже будут исполнять песню: «Тело Джона Брауна лежит в земле сырой, а душа идет в поход»…
10 фильмов об истории борьбы с рабством и расовой дискриминацией в США
Time Out вспоминает 10 фильмов о том, как развивалось противостояние расовому угнетению на протяжении двух предыдущих столетий и в 21 веке.
3
Итан Хоук в образе ревущего безумца
Итан Хоук в образе Джона Брауна предстает бородатым мужчиной средних лет с вечно всклокоченными волосами и ярко-голубыми глазами. Меньше всего на свете он напоминает умудренного праведника: свои проповеди перед маленьким отрядом и населением в попытках рекрутировать новых добровольцев он выкрикивает с совершенно безумным взглядом. Джон вообще любит рычать, пугая окружающих. Энергия в нем бьет ключом, пытаясь найти выход как в военных действиях, так и в словах.
Хоук без преувеличения прекрасен: роль в «Птице доброго Господа», безусловно, одна из лучших и самых интересных в его карьере. Интересно, что не так давно американец исполнял роль мечущегося и сомневающегося священника в драме Пола Шредера «Дневник пастыря» — и две эти противоположные работы оказались одинаково успешными.
Персонаж Хоука противоречив. Порой его вера в свою правоту, очень близкая к фанатизму, вызывает восхищение — но чаще пугает. В его глазах читаются то безумие, то растерянность, и в краткие моменты просветления он словно бы осознает, что из таких приключений живыми не выходят. Его мысли и поступки кажутся лихорадочными, он даже не пытается тщательно обдумывать свои действия: каждый его шаг — новая авантюра, выбраться из которой живым оказывается крайне сложно.
4
Сериальная версия «Джанго освобожденного»
К сериалу телеканала Showtime не стоит относиться как к учебнику американской истории. Реальные исторические события и личности здесь смешиваются с выдуманными персонажами и художественными поворотами сюжета. Динамичным повествованием и комиксовой стилистикой шоу напоминает «Джанго освобожденного» Квентина Тарантино — еще один ревизионистский вестерн, который не боялся посмеиваться как над рабовладельцами, так и над некоторыми представителями афроамериканского населения.
«Птица доброго Господа» порой задевает темы, вполне болезненные и сегодня — пусть и делает это в шуточной манере. В свете движения Black Lives Matter проект особенно актуален, но в то же время он совершенно не пытается быть назидательным пособием по вечному угнетению одной части населения. К сложной проблеме рабства он пытается подступиться с разных сторон, всегда злобно посмеиваясь. Войну за освобождение ведет религиозный фанатик во главе небольшого отряда доходяг, которые совершенно не рассчитывают на успешность своей авантюры. Пытаясь завербовать рабов, Джон Браун, как правило, терпит неудачи. Вроде и хорошо бы стать независимыми людьми, но лишний раз выходить с оружием наперерез белым не хочется: вот бы все произошло как-нибудь само собой. Есть и альтернативный вариант — соберется огромная толпа, и тогда уж и мы погорланим. Особенно показателен в этом смысле образ «короля негров» Фредерика Дугласа (Дэвид Диггс). Он выглядит как истинный джентльмен — разница лишь в цвете кожи, и расставаться со своим статусным положением ради смутных перспектив франт отнюдь не спешит.
Действие сериала хаотично перемещается из одной точки в другую: в каждом эпизоде события развиваются в новой локации. Движение героев сопровождает развитие сюжета, и в каждой серии зрителей ждут перестрелки, погони и хорошо поставленные экшн-сцены. Не забывают создатели и про развлекательные функции — так очевидный социальный посыл органично вплетается в драйвовые приключения Луковки и Джона Брауна.
6 фильмов о справедливости и один — о том, что бывает, если ее нет
Time Out собрал фильмы, которые должны бы приблизить момент, когда в мире действительно у всех будут равные возможности и права.
5
Новая жизнь вестерна
Жанр вестерна уже успели похоронить несколько раз — и, тем не менее, фильмы про фронтир и Дикий Запад стабильно восстают из пепла в новой форме. В классических вестернах отродясь никаких темнокожих борцов за свободу не было: хорошим белым парням на конях противостояли зловредные индейцы с перьями на голове.
Около 50 лет назад Серджио Леоне перепридумал жанр, создав череду уже ставших классическими спагетти-вестернов. Сегодня же исторические фильмы про Америку середины позапрошлого века регулярно высмеивают устаревшие представления о превосходстве белого человека и находят в стандартных условиях принципиально новых героев. Ни Джона Брауна, ни Луковку не отнесешь к классическим архетипам: их появление на экране стало возможным только в XXI веке.
Законы постмодернизма практически отвергают мрачные и серьезные лица, только веселье, безумие и лихие сюжетные повороты. Комедия перешагнула через драму. Таким получился новый сериал по книге Джеймса МакБрайда. Пока цель освобождения рабов только маячит на горизонте, сражение ведет разношерстная стайка отчаянных парней, едва ли подозревающих, что когда-нибудь их запишут в герои. Жизнь у них получается очень событийная, хоть и не всегда долгая.