Маэстро, музыку! 5 причин величия итальянского композитора Эннио Морриконе
9 июня в российский прокат выходит документальный фильм режиссера Джузеппе Торнаторе «Эннио. Маэстро». Лента посвящена жизни и творчеству итальянского композитора Эннио Морриконе, написавшего музыку к нескольким сотням фильмов и сериалов. Он ушел из жизни в 2020 году, но оставил после себя великое наследие — музыку, которую будут слушать вечно. Time Out вспоминает творческий путь Эннио Морриконе и раскрывает 5 причин его величия.
Морриконе создавал музыку не только для фильмов
Эннио появился на свет 10 ноября 1928 года в Риме. Он был старшим ребенком в семье джазового трубача Марио Морриконе, поэтому путь по музыкальной лестнице был предначертан ему с детства. Он и не сопротивлялся — и всегда мечтал стать композитором. Уже в 12 лет мальчик поступил в одну из главных итальянских музыкальных школ, консерваторию Санта-Чечилия, в класс к знаменитому педагогу и композитору Гоффредо Петрасси, открывшему Эннио дорогу в академическую музыку.
Профессиональная карьера Морриконе началась там же, где начинал его отец — в известном итальянском ансамбле Альберто Фламини. Ему досталось место второй трубы. Конечно, юному музыканту этого было мало: он подрабатывал в ночных клубах, отелях и театрах. Тогда же ему предложили писать музыку для театральных постановок, делать аранжировки песен на радио и телевидении. С этого начинался Морриконе-композитор.
В кино Эннио пришел лишь в 1961 году в возрасте 33 лет. Долгое время он считал саундтреки к фильмам предательством искусства, несерьезной работой и не хотел за нее браться. Однако тяжелое послевоенное время и погружение в киномузыку заставили изменить позицию:
«Я внимательно посмотрел несколько фильмов, в которых использовалась музыка Баха, Моцарта, Малера, и задал себе вопрос: эти композиторы не сочиняли специально для кино, почему же, к примеру, Малер столь великолепно звучит у Висконти в “Смерти в Венеции”? И понял одну простую вещь: музыка в кино работает и запоминается, если это действительно музыка, поэтому я стал писать. Правда, по сравнению с Бахом, я практически безработный».
С 1960-х годов музыка к кино заполнила жизнь Морриконе. Однако в свободное время ему удавалось создавать и другую музыку, для души — ту, за которую «не платят». Камерные инструментальные произведения маэстро звучали в концертных залах всего мира. Причем эту музыку он позволял играть без своего участия, в отличие от композиций к фильмам — в таких случаях оркестром он дирижировал самостоятельно:
«Я не хочу, чтобы моя музыка к фильмам слишком тиражировалась и пропагандировалась. Я как автор предпочитаю играть сам, тем самым контролируя ее».
Эннио писал музыку для фильмов великих режиссеров в самых разных жанрах
Первым, кто раскрыл в Морриконе талант кинокомпозитора, стал итальянский режиссер Лучано Сальче. Услышав на радио несколько аранжировок Эннио, он тут же позвонил ему и предложил написать музыку к комедии «Фашистский вожак» (1961):
«Сальсе дал мне просмотреть смонтированный материал, я написал несколько композиций, и результат его вполне устроил. После этого мы сотрудничали с Лучано несколько лет, и я сделал музыку еще для трех его фильмов. Затем начали поступать предложения и от других режиссеров».
Широкая публика узнала Морриконе после долларовой трилогии Серджо Леоне. К моменту, когда великий режиссер обратился к композитору, Эннио во всю трудился над музыкой к фильмам Бертолуччи. Историю поворотного знакомства Морриконе не раз вспоминал в своих интервью:
«Как-то ко мне домой пришел один господин и попросил написать мелодию к своему фильму, который готовился к выходу на экраны. Его лицо мне показалось знакомым. В конце разговора я спросил его, не учился ли он в детстве в моей школе. Представьте себе, выяснилось, что один год мы и вправду посещали вместе начальную школу, а потом наши пути разошлись. Господином, как вы уже, наверное, догадались, и был Серджо Леоне».
Долларовая трилогия принесла известность обоим. Леоне сумел освежить жанр, а Морриконе и вовсе создал абсолютно новую музыку. Вестерн для него представлялся отрывистым, хлестким и реалистичным жанром, поэтому и мелодии соответствовали художественным решениям режиссера. В музыке то и дело появлялись колокольчики, удары молота и звуки кнута, а также обязательно находилось место тишине — все это помогало решать сложные кинематографические задачи и одновременно притягивать внимание зрителя к драматичным путешествиям героя Клинта Иствуда.
Ограниченный бюджет и невозможность нанять оркестр буквально заставляли Морриконе создавать авангардную музыку с использованием оригинальных инструментов и звуковых эффектов. В Италии к началу 1980-х, кажется, уже невозможно было найти режиссера, с которым не поработал Эннио: Пазолини, Бертолуччи, Торнаторе, основатели жанра джалло Дарио Ардженто и Марио Бава. Сплошь и рядом главные итальянские авторы XX века. Не приходилось композитору работать лишь с Федерико Феллини. Музыку для фильмов мэтра европейского кино всегда писал Нино Рота, да и сам Морриконе никогда не претендовал на это место.
Морриконе работал не только в Италии
Опыт и вдохновенные мелодии к сотне итальянских проектов позволили композитору выйти за пределы родной страны — в Голливуд он перебрался вслед за Серджо Леоне.
Мелодичные мотивы, написанные итальянцем для magnum opus Леоне «Однажды в Америке», полюбились в США так сильно, что уже спустя несколько лет в списке сотрудничавших с Морриконе режиссеров появились такие имена, как Роман Полански, Брайан Де Пальма, Оливер Стоун, Джон Карпентер и Терренс Малик. Все они снимают кино в разных жанрах — этот вызов для Эннио был ключевым фактором, чтобы согласиться на работу:
«Для меня всегда было очень важно работать в разных жанрах, будь то фильм о любви или полицейских, вестерн или приключения. Я всегда пытался открыть для себя и привнести что-то новое, сохраняя при этом свой стиль. Когда я работаю с фильмами разных жанров, то как бы перерождаюсь, обновляю свое мастерство».
Уже в XXI веке к длинному списку режиссеров, с которыми работал Морриконе, присоединился Квентин Тарантино — композитор создал саундтрек к «Омерзительной восьмерке». Хотя совместная работа могла начаться и раньше, ведь постановщик умолял Эннио написать музыку к дилогии «Убить Билла». Итальянец тогда отказался:
«Мне просто позвонили и от его имени попросили написать две с половиной минуты музыки для первой части “Убить Билла”. Я категорически отказался: не поеду же я в Америку, чтобы написать две с половиной минуты музыки! Мне показалось также очень странным, что за эти две с половиной минуты был предложен несуразно огромный гонорар. И я жестко сказал “нет”. В конце концов, Тарантино позвал какого-то другого композитора, чтобы тот имитировал мою музыку — ему нужно было “нечто в стиле Морриконе”».
Музыкальное величие композитора распространялось не только в родной Италии или за океаном, но и в Европе. Он писал музыку для Педро Альмодовара, для многих французских фильмов — чего стоит хотя бы саундтрек «Профессионала», ставший визитной карточкой маэстро. При этом Морриконе прекрасно чувствует и четко выстраивает течение музыки, которое не просто занимает пространство фильма, отодвигая все остальное на второй план, а позволяет режиссерам соблюдать баланс «действия-недействия». Это особенно заметно в концовке «Профессионала» — трагические ноты композиции Chi Mai словно берут небольшую паузу, выстрелы производятся в полной тишине, и только после этого зритель вновь погружается в музыку Морриконе. Именно благодаря таким деталям композиции итальянца зачастую запоминаются едва ли не лучше самих фильмов.
Любил композитор и Россию: он не раз приезжал с концертами в Москву и Санкт-Петербург, принимал участие в конкурсах в качестве председателя жюри и даже написал музыку к фильму Владимира Хотиненко «72 метра» о гибели подводной лодки.
Российский режиссер вспоминает: «Сначала я написал письмо Морриконе, затем мы встретились. В качестве референса я подложил под снятый материал его музыку из “Малены”, где была мощная тема, почти с запахом моря. Эннио очень потрясла история с подводной лодкой “Курск”, и он во многом писал специально для погибших ребят-подводников. Наша картина не про “Курск”, но это не имеет значения. Меня часто спрашивали, выжили ли герои фильма. Я считал, что выжили. А вот Морриконе сказал замечательные слова, когда мы записали музыку: “Дело не в том, выжили они или нет. Главное, что они спасли свои души”. И это очень точное определение того, про что мы снимали».
Эннио — обладатель премии «Оскар» за выдающийся вклад в кино
Наградами Морриконе не обделяли никогда, только лишь Американская киноакадемия долгое время не вручала композитору свою премию. В то время как легендарный Джон Уильямс, писавший музыку к большинству фильмов Стивена Спилберга, получал номинации на «Оскар» почти каждый год — всего их накопилось 52 (второй результат в истории), — Морриконе номинировали лишь шесть раз.
На пороге 80-летия в 2007-м Эннио все же стал обладателем золотой статуэтки. Он получил премию за выдающийся вклад в киноискусство. Эту награду вручают каждый год всего одному, двум или трем деятелям кино, поэтому попадание в такие ряды — безусловное признание величия. Каково же было удивление публики, когда Морриконе вновь вышел на авансцену, написав музыку к «Омерзительной восьмерке» и получив очередную номинацию, в итоге превратившуюся в «Оскар». Зал лос-анджелесского театра «Долби» стоя рукоплескал маэстро.
Интересно, что многие композиции к вестерну Тарантино были написаны Эннио еще в 1980-х во время работы над саундтреком к хоррору «Нечто», который почему-то считался неудачным и даже получил номинацию на антипремию «Золотая малина».
Впрочем, как известно, в мире существует не только «Оскар». С другими наградами за лучшие саундтреки к фильмам у Морриконе полный порядок: три «Золотых глобуса», девять национальных итальянских премий «Давида ди Донателло», шесть премий Британской киноакадемии, российский «Золотой орел» и многие другие.
Морриконе работал до конца своих дней
2018 год. Эннио Морриконе 90 лет, но он все еще в строю. Вместе с Чешским национальным симфоническим оркестром он разъезжает по всему миру с турне «60 лет музыки». На концертах маэстро в Санкт-Петербурге и Москве собирались полные залы — слушателям хотелось прикоснуться к волшебной музыке и заодно понять, как итальянец будет дирижировать оркестром. Все-таки возраст уже солидный, а длительность каждого концерта составляла более двух часов.
Все сомнения и переживания улетучились, едва Морриконе выпорхнул на сцену под шквал оваций, быстрым шагом проходя между рядами оркестра и радостно размахивая руками благодарным слушателям. За два часа магического представления он присел лишь несколько раз. Все остальное время Эннио уверенно стоял на ногах и профессионально дирижировал, не давая слабины.
Он создавал музыку даже в самые сложные моменты своей жизни. За всю карьеру из-под его руки вышло более 500 саундтреков к фильмам и сериалам разных стран, жанров и времен. Он никогда не переставал учиться, не становился старомодным и всегда с удовольствием брался за новую работу. Лишь в последние годы жизни, когда ему приходилось месяцами пропадать в мировом турне, количество новых произведений сократилось:
«В течение последних нескольких лет я писал мессу для двух хоров и оркестра, а также концерт для фортепиано с оркестром. Много работал, не думаю, что буду теперь так же много писать, особенно для кино. Если, конечно, будет какая-то хорошая идея, посмотрим, но в моем возрасте все-таки, мне кажется, нужно немного притормозить. Так работать, как я работал раньше, точно уже не буду», — говорил Эннио накануне своего 90-летия.
Морриконе жил музыкой. В сущности, музыка для него — гораздо больше, чем жизнь. Это целый мир, который его постоянно заряжал, питал новыми силами и гениальными идеями, удобно ложащимися на бумагу и воспроизводимыми ведущими мировыми симфоническими оркестрами. Музыка для Морриконе — это поэзия, вихрь эмоций и бессмертный сборник вдохновения, которым он с радостью делился со своими слушателями.