Муза Коэнов и соперница Кэтрин Хэпберн: 5 причин величия Фрэнсис Макдорманд | Кино | Time Out

Муза Коэнов и соперница Кэтрин Хэпберн: 5 причин величия Фрэнсис Макдорманд

Дмитрий Евстратов   23 июня 2023
8 мин
Муза Коэнов и соперница Кэтрин Хэпберн: 5 причин величия Фрэнсис Макдорманд
Кадр из мини-сериала «Что знает Оливия?»
23 июня несравненной Фрэнсис Макдорманд исполняется 66 лет. Она — трехкратная лауреатка премии «Оскар» за лучшую женскую роль, чьи образы уже долгие годы заставляют зрителей по всему миру восхищаться, плакать, удивляться и смеяться. А иногда даже одновременно! Time Out поздравляет Фрэнсис Макдорманд с днем рождения и раскрывает пять причин ее величия.

Фрэнсис сделала себе имя самостоятельно

Кадр из фильма «Просто кровь»

Детство будущей актрисы нельзя назвать легким. Родившуюся 23 июня 1957 года в Иллинойсе девочку по имени Синтия Энн Смит уже через полтора года бросили биологические родители. Ее воспитанием занялись Макдорманды, Норин и Вернон. Глава семьи был пастором в одной из церквей. Тогда девочка получила новое имя — Фрэнсис Луиза. У нее было восемь братьев и сестер, многие из них были приемными, о чем узнали не сразу.

Позднее Фрэнсис так описывала себя в школьные годы: «Я была полноватым гиком, меня дразнили, но я всегда могла ответить, хоть и считалась примерной дочерью, пока не уехала в колледж — там и начала нарушать правила».

Первые шаги в актерском ремесле Макдорманд сделала еще в школе, но театральные постановки ее разочаровывали — получить хорошую роль было попросту невозможно.

«Это были обычные глупые пьесы для старшеклассников; такие, где есть роль для самой популярной девочки, для самого популярного мальчика, потом для друзей популярных девочки и мальчика и лишь потом для всех остальных».

Кадр из фильма «После прочтения сжечь»

Аналогичный опыт был у актрисы и в колледже, где ей и вовсе говорили: «Ты не одарена от природы и тебе придется над этим поработать». И она работала. Закончила колледж, поступила в драматическую школу Йельского университета, переехала в Нью-Йорк и стала ждать своего шанса. Уже в 1983 году по совету своей подруги, актрисы Холли Хантер, Фрэнсис попала на пробы к начинающим братьям-режиссерам, снимавшим в то время «дикие и непонятные фильмы».

Этими постановщиками были братья Коэны. Среди сотен других претенденток они увидели в Макдорманд то, что искали, — бесконечную харизму и необычную красоту.

Доверившись друг другу, режиссеры и актриса не прогадали — фильм получился блестящим, актерский дебют удался на славу, братья сделали себе имена, да еще и отношения между Джоэлом Коэном и Фрэнсис Макдорманд внезапно переросли в счастливый брак, который длится вот уже более 35 лет. Разве можно было ожидать лучшей награды за трудное детство и непрекращающиеся старания?


Макдорманд успешно бросила вызов голливудским стандартам красоты

Кадр из фильма «Фарго»

В начале своей актерской карьеры Фрэнсис не раз сталкивалась с серьезной проблемой — она не получала главные роли. Большинство ее образов были однотипными, как считает она сама, да еще и находящимися на втором плане в тени мужчин. Актриса объясняет это совсем просто: «Я недостаточно красива и сексуальна для главных ролей».

Многое изменили братья Коэны, позвавшие Фрэнсис на главную роль в «Фарго». Образ Мардж Гандерсон был написан специально для актрисы, которая осторожничала и смущалась из-за такого внимания. Как оказалось, совсем зря. Переход от ролей второго плана к главным героиням выдался стремительным, даже одномоментным. В «Фарго» Макдорманд играет добродушную и милую беременную женщину-детектива, отважно преследующую шайку преступников. Критики назвали игру актрисы феноменом и достоянием американского кино.

Однако главное, что подарила актрисе роль в «Фарго», — уверенность в себе и своих принципах, которым она не изменяет уже много лет. Фрэнсис не стала гнаться за голливудскими идеалами, менять внешность (она совсем не пользуется косметикой) и даже бороться с морщинами. Все это она считает естественным и прекрасным — тем, что не нужно побеждать, а нужно подчеркивать и использовать в работе.

Отчасти поэтому большинство поздних персонажей Макдорманд — сильные, харизматичные женщины, способные постоять за себя и своих друзей («Северная страна») или вовсе пойти против системы и сложившихся правил («Три билборда на границе Эббинга, Миссури»). Всех ее героинь объединяет чувство собственного достоинства, граничащее с неуемной силой современной женщины.


Макдорманд — обладательница трех «Оскаров» за лучшую женскую роль. Такого нет даже у Мерил Стрип!

Кадр из фильма «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»

Прошедшая с двухмесячной задержкой в 2021 году церемония вручения премии «Оскар» сделала Фрэнсис Макдорманд одной из самых титулованных актрис Голливуда в истории. Победа в номинации «Лучшая женская роль» за игру в ленте Хлои Чжао «Земля кочевников» стала для актрисы уже третьей в карьере. По этому показателю она вышла на второе место, уступая лишь Кэтрин Хэпберн — обладательнице четырех золотых статуэток в этой категории.

Хрупкая и интимная драма героини, пытающейся начать жить с чистого листа после смерти мужа, стала метафорой, символом современной Америки и аутсайдеров — тех, кого обычно не показывают на экранах. Неудивительно, что такая роль даже при серьезной конкуренции принесла Макдорманд очередной «Оскар».

При этом временной промежуток между второй и третьей наградой оказался небольшим — всего три года. В 2018 году Фрэнсис удостоилась статуэтки за роль Милдред Хейс в «Трех билбордах на границе Эббинга, Миссури» — женщины, потерявшей дочь и пытающейся заставить местную полицию найти преступника. Образ, созданный Макдорманд в фильме ирландского режиссера Мартина МакДоны, стал одним из сильнейших в современном кино — кажется, роль была создана для харизматичной, неординарной и предельно честной американки.

Дебютный «Оскар» за лучшую женскую роль достался Макдорманд в 1997 году после работы с братьями Коэнами над «Фарго». С тех пор любое присутствие актрисы в номинации сразу же лишало конкуренток надежды на заветную статуэтку.

При этом три номинации за роли второго плана не принесли ей ни одной награды Американской киноакадемии. По-настоящему уникальный кейс в многолетней истории премии.


Фрэнсис не ждет у моря погоды — она действует

Кадр из мини-сериала «Что знает Оливия?»

С недавних пор Макдорманд перестала быть только актрисой — в ее жизни появилась продюсерская деятельность. Создав себе имя с нуля, Фрэнсис стала избирательнее относиться к предлагаемым ролям. В одном из интервью она жестко «прошлась» по продюсерам и призналась:

«Нужно выучить слово “нет”. Я справилась с задачей катастрофически поздно, а до того успела сняться в десятках ужасных, просто тошнотворных фильмов. В жизни обычные люди вроде меня имеют очень мало власти, но возможность послать к чертям очередного идиота у нас есть всегда».

Отсюда — решение о начале продюсерской деятельности. С 2014 года Фрэнсис поддерживает проекты режиссеров-женщин. Пока таких всего четыре: «Земля кочевников», триллер «Каждая секретная вещь» постановщицы Эми Берг, «Говорят женщины» и мини-сериал «Что знает Оливия?», снятый Лизой Холоденко по одноименному роману Элизабет Страут. В последнем Макдорманд появилась в главной роли.

Подобные карьерные решения позволяют Фрэнсис не просто выбирать роли среди широкого перечня предложений, но и самостоятельно создавать плодородную почву для потенциально культовых образов.


Непринужденное поведение на публике

Кадр из фильма «Человек тьмы»

Непосредственность — второе имя Фрэнсис Макдорманд. Она доказывает это каждый раз, когда появляется на публике — актриса свободна от комплексов, чужих мнений и любых зажимов. Более того, она не считает себя звездой, редко дает интервью журналистам, избегает светских мероприятий, скрывает город, в котором проживает, и часто отказывает поклонникам в фотографии, мотивируя это тем, что не заслуживает становиться главным событием чьего-то дня.

Особенно ярко непосредственность и необычное чувство юмора Макдорманд проявляются во время выступлений на церемониях вручения премии «Оскар». Так, ее речь во время награждения в 2018 году была признана одной из самых эмоциональных за последнее время – Фрэнсис «подняла» со своих мест всех женщин-номинантов, чтобы зал мог взглянуть на их огромное количество и оценить гендерное разнообразие церемонии.

Таких моментов в карьере Макдорманд много — актриса вообще никого и никогда не стесняется. Она может появляться на частых церемониях в одном и том же образе, что абсолютно не похоже на поведение голливудской звезды. Может внезапно выругаться или экстравагантно пошутить, и это будет казаться одновременно и естественным, и необычным.

Надуманные границы — это то, что Фрэнсис зачастую не замечает. Кажется, именно такое беспрекословное следование собственным принципам и помогает ей, совершенно нетипичной звезде, долгие годы оставаться на вершине голливудских холмов.