5 режиссеров и актеров, которые любят работать вместе
Братья Коэны и Фрэнсис Макдорманд
Неонуар «Просто кровь» 1984 года был большим дебютом для Джоэла и Итана — причем дебютом довольно ранним. С того момента, как братья попали в Голливуд и Джоэл получил работу у Сэма Рэйми на «Живых мертвецах», прошло всего-то четыре года. Коэны вместе написали сценарий, добыли денег и начали кастинг. Они хотели взять на главную роль Холли Хантер, с которой были соседями — но Холли только что получила хорошую роль в театре и предложила им на прослушивание свою подругу Фрэнсис. Макдорманд тогда перебивалась крохотными ролями в неизвестных никому спектаклях — и работала кассиршей, чтобы оплатить жилье.
Фильм получил отличные отзывы критиков, завоевал несколько призов и даже вошел в список самых остросюжетных картин Америки. А Джоэл с Фрэнсис начали встречаться и через какое-то время поженились. С тех пор МакДорманд играла крохотные роли почти во всех фильмах Коэнов. За это время она получила «Тони» за работу в «Трамвае ″Желание″» и чуть не стала лауреаткой «Оскара» после «Миссисипи в огне». В конце концов Джоэл и Итан написали сценарий фильма, где Фрэнсис отводилась главная роль. Это был «Фарго».
МакДорманд страшно удивилась. Во-первых, Мардж кардинально отличалась от всех персонажей, которых она играла у Коэнов до сих пор. Во-вторых, ей казалось, что мужчины чего-то недопоняли и недоделали в своем сценарии в отношении героини. Актриса нашла беременную сотрудницу полиции и много говорила с ней о ее жизни, а не о работе. Еще она научилась стрелять и придумала всю историю Мардж — так получилась биография героини, которую мы видим в кино. В результате плод творческого тандема Коэнов и МакДорманд собрал все премии и пожал все лавры, какие только возможно. Фрэнсис получила «Оскар». Коэны тоже — за лучший сценарий.
МакДорманд никогда больше не играла у Коэнов крупных ролей — но мало какая картина братьев обходится без ее участия. Киноманов в свое время привело в восторг ее фантастическое камео в фильме «Да здравствует Цезарь». Фрэнсис часто спрашивали, не стала ли ее успешная карьера такой успешной потому, что ее супруг — Джоэл Коэн. По этому поводу она говорит, что если так посчитать, то она больше сыграла в театре и у других режиссеров, чем у него, но толку от этого никакого. Однажды они с мужем были вместе в Каннах, а фото в газете вышло с подписью «Джоэл Коэн и неизвестная женщина».
Сам Джоэл говорит, что каждый раз, когда они с братом пишут сценарий, в котором есть женщины — он думает о своей жене.
Муза Коэнов и соперница Кэтрин Хэпберн: 5 причин величия Фрэнсис Макдорманд
23 июня несравненной Фрэнсис Макдорманд исполняется 66 лет. Time Out поздравляет Фрэнсис Макдорманд с днем рождения и раскрывает пять причин ее величия.
Леонардо ДиКаприо и Мартин Скорсезе
В начале карьеры главным актером Мартина Скорсезе был Роберт Де Ниро. Они выросли на одних улицах и даже танцевали на одних и тех же дискотеках — к тому же они идеально понимали друг друга. Именно Де Ниро сосватал Мартину его будущую новую звезду после совместной работы с Лео в «Жизни этого парня». Вернее, он попытался это сделать, но тогда вышел «Титаник», началась мировая «леомания» — и Скорсезе решил, что ему пока ни к чему этот аналог бой-бэнда для юных девушек. У мэтра и так было чем заняться — он в очередной раз искал деньги на проект всей жизни о Нью-Йорке середины XIX века.
Этот фильм он мечтал снять вот уже 30 лет. Но ни многократно переработанный под массовое кино сценарий, ни репутация, ни множество номинаций и наград Скорсезе не могли переломить студийного пессимизма. Проект ходил по Голливуду, как Летучий голландец. ДиКаприо был наслышан о нем и очень хотел получить роль в этом фильме. Находясь на пике почти истеричной славы, он мог делать что угодно, а его имя могло привлечь деньги в любой проекте. Как только стало известно о решительном настрое ДиКаприо, «Банды Нью-Йорка», которые вроде как опять слабо трепыхались на грани воплощения — на этот раз в Disney — начали стремительно обрастать плотью и кровью.
Фильм долго варился в производственном аду и получился несколько хуже, чем ожидалось. Критики в голос хвалили маниакально прекрасную работу Дэй-Льюиса и пожимали плечами по поводу актерских талантов ДиКаприо. Как назло, в одно время с «Бандами» вышел фильм «Поймай меня, если сможешь», где Лео выглядел намного привычнее для зрителей. Но все это уже ничего не значило. Скорсезе окончательно понял, что его старый друг Роберт был прав — ДиКаприо идеально ему подходит. Так что через два года вышел «Авиатор», потом — «Отступники», потом — «Остров проклятых».
Где-то по дороге и начались шутки насчет того, что же должен сделать ДиКаприо ради того, чтобы его наконец заметила Американская киноакадемия. В 2013 году этим вопросом не задавался только ленивый: то, что показывал Лео под руководством Скорсезе в «Волке с Уолл-стрит», иногда казалось невероятным. Именно это, по словам режиссера, и есть главная причина их успешного и устойчивого тандема с ДиКаприо: актер следует за мыслью режиссера, понимает его с полуслова и ничего не боится. Для него нет невозможного. Сам ДиКаприо на вопросы о работе со Скорсезе, пожимает плечами: «Если я сейчас начну вам рассказывать, как я счастлив, что мне выпала такая удача, и почему, это будет сборник клише, которые невозможно ни слушать, ни читать».
В 2023 году у тандема выйдет триллер «Убийцы цветочной луны», в котором к Лео присоединится Роберт Де Ниро.
Все фильмы Мартина Скорсезе: от худшего к лучшему
Time Out расставил все игровые ленты режиссера по степени нашей к ним любви.
Юрий Быков и Денис Шведов
В 2009 году у начинающего режиссера Юрия Быкова за плечами была лишь короткометражка «Начальник» (правда, успешная). Тогда он собирался снимать первое большое кино по собственному сценарию. Самым тяжелым оказался поиск артистов: режиссеру нужны были два абсолютно не медийных, не примелькавшихся человека. Как потом говорил Быков, он хотел кого-то, кого «во сне увидел». Как потом выяснилось, снился ему в том числе Денис Шведов, актер Российского академического молодежного театра. Режиссер разглядел в артисте идеального героя боевика — сильного, напористого, с хорошей фактурой и темпераментом — и настоял, чтобы именно его взяли на роль Андрея.
Потом Быкова позвали снимать сериал «Инкассаторы», а он потянул за собой Шведова. В это время режиссер уже работал над сценарием «Майора»: если фильм «Жить» посмотрела в основном фестивальная публика «Кинотавра», то картина о полицейском, который мечется между своей совестью и безопасностью, прогремела на всю страну при совершенно ничтожном прокате. Шведов в шутку говорил Быкову: «Мы с тобой звезды торрент-трекеров». Они стали хорошими друзьями — правда, актер не раз говорил, что есть два Быкова, и того, что на съемочной площадке, невозможно выносить долго.
Тем не менее почти в каждом фильме или сериале Быкова снимается Денис Шведов. В «Дураке» у него тоже была эпизодическая роль — впрочем, ее потом вырезали. Зато сценарий «Завода» Юрий Быков снова написал целиком под Шведова, поскольку никого другого в роли Седого и представить не мог. После премьеры Денис, отвечая на вопросы об их тандеме, сказал, что они как-то обсуждали эту тему — и пришли к выводу, что, если бы не встреча на том первом фильме, их карьеры и жизни могли бы сложиться совершенно иначе.
По мотивам «Майора» существует сериал Netflix «Семь секунд» — такая же смесь суровой социалки и хорошего боевика, как и первоисточник, права на который сервис купил в 2016 году.
Time Out выбрал лучшие оригинальные сериалы из обширного каталога стримингового сервиса.
Грета Гервиг и Сирша Ронан
Мы понимаем: два фильма — слишком мало для того, чтобы считать совместную работу режиссера и актрисы тенденцией. Но тут проблема отнюдь не в том, что женщины не умеют долго сотрудничать друг с другом. Даже несмотря на тенденции последних лет, в Голливуде работает ничтожно малое количество женщин-режиссеров. Так что мы решили взять самый успешный тандем: в конце концов, не каждый день совместная работа стабильно приносит номинации на «Оскар».
Свой первый фильм Грета Гервиг сняла в 25 лет, а потом переключилась на актерскую и сценарную работу в фильмах своего спутника, независимого режиссера Ноа Баумбаха. В 34 года она решила, что роль музы больше не для нее. Грете хотелось снять собственное кино — о девочках и для девочек. Такое кино, которое было бы важно и для нее самой, и для всех женщин. Она написала сценарий о школьнице, которая живет в Сакраменто, учится в католической школе и мечтает вырваться из консервативного мирка с его стандартами, уехать в большой город. Искать деньги пришлось довольно долго: большинство продюсеров — мужчины, которые просто не понимали смысла будущего фильма. А вот с актрисой сложилось практически сразу: Грета познакомилась с Сиршей Ронан задолго до съемок и сразу поняла, что Кристину, которая требует называть себя Леди Берд, будет играть именно она.
У Ронан к тому моменту было две номинации на «Оскар» — за «Искупление» и «Бруклин». «Леди Берд» принес ей третью — правда, выиграть опять не получилось: сложно конкурировать с Фрэнсис МакДорманд в «Три билборда на границе Эббинга, Миссури». Гервиг за свою картину тоже получила номинацию — как лучший режиссер, причем она была единственной женщиной в этом списке.
В 2019 году на экраны вышли «Маленькие женщины» — экранизация-переосмысление классического романа взросления американской писательницы Луизы Олкотт. Роль юной Джо, которая в романе выходит замуж, а в гораздо менее карамельной реальности становится писательницей, сыграла Сирша Ронан. Это вновь была картина о становлении личности девушки: и Гервиг, и Ронан отмечают, что на это есть огромный запрос в обществе. Показателем их правоты можно считать пять номинаций на главную премию Американской киноакадемии — правда, фильм выиграл лишь одну награду, за костюмы.
Самой сильной стороной Гервиг как режиссера Сирша называет ее чуткость и обширный актерский опыт: «Грета уважает труд всех, кто принимает участие в работе над фильмом, а этого не от каждого режиссера дождешься». Сама Гервиг говорит, что иногда представляет, каким будет кино, которое они снимут, когда Ронан будет 50 лет, а ей самой — за 60. Впрочем, в грядущей картине «Барби» Сирша все же не появится. Новых совместных работ придется еще подождать.
Совсем не маленькая женщина. 5 историй из жизни Сирши Ронан
12 апреля ирландской актрисе Сирше Ронан исполняется 29 лет. Time Out поздравляет Сиршу Ронан с днем рождения и рассказывает несколько фактов из ее биографии.
Гай Ричи и Джейсон Стэйтем
Джейсон Стэйтем появился сразу в двух недавних боевиках Гая Ричи: комедийной «Операции “Фортуна”: Искусство побеждать» и не слишком комедийном «Гневе человеческом». Настало самое время вспомнить историю их знакомства, которая прекрасно иллюстрирует истину: «Каждому актеру должно повезти на режиссера».
Судьбоносная встреча произошла, когда Ричи собирался снимать «Карты, деньги, два ствола» и взял Стэйтема на одну из ролей. В ходе импровизированных проб актер сперва виртуозно впарил режиссеру поддельный парфюм, а потом так же виртуозно отказывался брать товар обратно. У Джейсона был опыт: такими вещами он промышлял в детстве.
Ричи раскрыл Стэйтема не как героя боевика, которым он стал позднее, а как комедийного актера. Потом Джейсон только трижды играл такие роли: в большинстве случаев режиссеры используют его физическую форму и брутальную внешность. Лучше же всех после Ричи комедийным талантом Джейсона распорядился Пол Фиг в «Шпионе». В этом смысле одна из лучших ролей Стэйтема — даже не «Большой куш», а маньяк-вратарь в «Костоломе», где Ричи был исполнительным продюсером. Но в 2000-х Джейсон перебрался в Голливуд и довольно быстро стал звездой. В этот период Ричи снял с ним «Револьвер» — разговорный неонуар, в котором нет ни драйва предыдущих картин, ни их юмора.
Лента до сих пор считается одной из худших в карьере режиссера, а все, кто ее смотрел, приходят к выводу, что серьезные драматические роли Стэйтему не подходят. Вероятно, поэтому у Джейсона в последующей карьере была только одна такая работа — в очень хорошем «Эффекте колибри». Амплуа героя боевика намертво прикипело к актеру. Правда, в последние годы его роли все-таки оказываются не только брутальными, но и смешными. Ричи за эти годы несколько раз экспериментировал, снял детскую сказку «Аладдин» для Disney, но в конце концов вернулся к собственному фирменному стилю в «Джентльменах».
И вот теперь два британца, пройдя долгий путь и оказавшись в некотором роде в той же точке, с которой начали более 20 лет назад, вновь сошлись на съемочной площадке. Гай Ричи написал: «Пока у Джейсона еще гнутся колени».