5 режиссеров, которые пересняли собственные фильмы
Такаси Симидзу
(«Проклятие» 2000 года / «Проклятие» 2004 года)
Примерно в начале нулевых Голливуд узнал, что хоррор-фильмы можно снимать без фокуса на шокирующие и кровавые сцены: японские режиссеры делали ставку на атмосферу и саспенс. Одной из таких «пугающих иначе» лент стал «Звонок» Хидэо Накаты — и вскоре появился его западный ремейк, ставший крайне прибыльным в прокате.
Глядя на успех адаптации, автор другого культового хоррора «Проклятие» Такаси Симидзу захотел повторить эту операцию со своим собственным фильмом — причем снять новую версию он вызвался сам. Ведь логично предположить, что зрители охотнее пойдут на ремейк, если его сделал создатель оригинала.
В фильме с Сарой Мишель Геллар Симидзу изменил структуру повествования: японское «Проклятие» показывает скорее серию преследований людей призраком, связанных между собой весьма относительно. Новый сценарий получился куда более логичным и цельным. Героиня пытается разобраться, почему странные события происходят именно с ней, при этом на фоне развиваются несколько второстепенных сюжетных линий. Режиссер также поменял концовку — она стала ближе к финалу сиквела японского оригинала.
Обе версии получили смешанные отзывы: по мнению фанатов, каждое «Проклятие» имеет собственные сильные стороны, поэтому сравнивать их сложно.
Майкл Манн
(«Сделано в Лос-Анджелесе» 1989 года / «Схватка» 1995 года)
Обычно люди делятся на защитников оригинала и ремейка, но это — совсем другой случай. Зрительский консенсус однозначен: «Сделано в Лос-Анджелесе» был лишь пробной версией или репетицией фильма 1995 года, который, как водится, оказался намного лучше во всем.
Картина 1989 года изначально была пилотом сериала для NBC — однако его так и не запустили, поэтому проект переделали в телефильм. У него тот же сюжет о противостоянии двух гениальных преступников и лучшего детектива города, и даже имена персонажей в обеих версиях почти не отличаются. Зато разница в бюджете и масштабе бросается в глаза: «Сделано в Лос-Анджелесе» часто выглядит дешево, в фильме используется не совсем подходящая музыка и в целом чувствуется зажатость действия из-за выбранного формата. Хотя сложно отрицать, что у оригинальной версии есть некий особенный шарм.
Вышедшая шесть лет спустя «Схватка» отличается от картины 1989 года так же, как детский рисунок от холста выпускника художественной школы. Манн заметно вырос как режиссер, в его распоряжении оказался большой бюджет и именитые актеры вроде Аль Пачино и Роберта Де Ниро. В результате просто хороший триллер превратился в классику кинематографа.
Альфред Хичкок
(«Человек, который слишком много знал» 1934 года / «Человек, который слишком много знал» 1956 года)
В фильмографии Хичкока можно проследить множество общих тем и постепенно развивающийся общий стиль, так что неудивительно, что знаменитый режиссер однажды решил снять ремейк собственной ленты. В книге французского кинорежиссера Франсуа Трюффо о творчестве Альфреда сам Хичкок назвал оригинал «работой талантливого любителя», оценив ремейк как «работу профессионала».
Картины получились довольно разными. Их объединяет общая сюжетная канва, зато детали вроде мест действия и даже профессии главного героя отличаются. Это произошло из-за того, что Хичкок попросил сценариста ремейка не смотреть оригинальный фильм и рассказал ему лишь про несколько ключевых сюжетных поворотов, от которых следовало оттолкнуться.
Также отличается и стиль: версия 1956 года пронизана духом 50-х, а также снята более изысканно и точно, поскольку Хичкок к тому времени стал гораздо опытнее и изобретательнее.
Многие фанаты находят сценарий и стиль оригинального «Человека, который слишком много знал» более привлекательными, но в целом обе картины заслуживают внимания.
Михаэль Ханеке
(«Забавные игры» 1997 года / «Забавные игры» 2007 года)
Австрийские «Забавные игры» Ханеке можно назвать «большим прорывом» режиссера, к тому же это просто культовое кино. Сюжет прост: счастливая женщина, ее муж и их ребенок отдыхают в загородном доме у озера. Однажды к ним стучатся двое доброжелательных на вид юношей, которые просят одолжить несколько яиц. Вскоре гости вламываются в дом, связывают всех членов семьи и начинают их пытать, называя это забавной игрой.
Ханеке сделал посыл картины очевидным: это не «пыточное порно», а, напротив, комментарий о засилии жестокости в кино. Точнее, о том, что людям почему-то нравится на такое смотреть. Несколько раз персонажи напрямую обращаются к зрителям, стыдя их и заставляя задуматься о своей извращенной натуре — режиссер буквально читает нотации своей аудитории.
Именно из-за неприкрытого укора лента и стала известной. Неудивительно, что у нее есть как ярые защитники, так и ненавистники — последние посчитали морализаторство режиссера слишком высокомерным и даже непристойным.
10 лет спустя Ханеке получил финансирование на американский ремейк фильма. Роли родителей на этот раз исполнили Наоми Уоттс и Тим Рот, но в остальном все осталось практически неизменным — это один из примеров покадровых ремейков.
Сэм Рэйми
(«Зловещие мертвецы» 1981 года / «Зловещие мертвецы 2» 1987 года)
Дебют Рэйми в большом кино был запоминающимся: первых «Мертвецов» сделали с крошечным бюджетом, но картине удалось запустить новое поколение хорроров, совершить революцию в технике съемки и показать, что выпускать фильмы для домашнего видеопроката — хорошая идея.
Казалось, что после этого режиссер выпустит сиквел с большим бюджетом, но Рэйми оступился: релиз провальной криминальной комедии «Волна преступности» практически похоронил его карьеру.
Чтобы спасти положение, Сэм вернулся к своему первому хиту и наконец снял вторую, более дорогую часть. Точнее, несмотря на «2» в названии, фильм оказался скорее именно ремейком — таким безопасным способом Рэйми перезапустил сам себя и напомнил миру о своем таланте. Заодно в «сиквеле» удалось довести до совершенства все аспекты оригинала и подробнее раскрыть мифологию вселенной, придуманной режиссером в 1981 году. Практически единогласно считается, что «Зловещие мертвецы 2» лучше.