Скучающий эгоист и благородный каторжник. 5 ролей Рэйфа Файнса в экранизациях классики
22 декабря Рэйфу Файнсу исполняется 60 лет. Свой творческий путь актер начинал на театральной сцене, где участвовал в постановках известных пьес, а позже продолжил перевоплощаться в литературных героев уже в кино. В честь юбилея актера Time Out вспоминает 5 экранизаций классики, в которых Файнс исполнил главные роли.
«Грозовой перевал» (Wuthering Heights, 1992)

Выпускник Королевской академии драматического искусства и член труппы Королевского Шекспировского театра дебютировал в кино в 30 лет. Его карьера началась с роли дерзкого Хитклиффа в экранизации «Грозового перевала» Эмили Бронте.
Сюжет рассказывает о несостоявшейся любви между знатной Кэтрин и сиротой Хитклиффом. Файнс постарался передать все грани характера грубого героя, вызывающего отторжение у чопорного общества. Однако, хотя Хитклифф и способен на самоотверженные искренние чувства, он норовит причинять нравственные страдания себе и другим, отчего обречен на одиночество.
«Онегин» (Onegin, 1999)

В начале 90-х Рэйф Файнс загорелся идеей снять роман в стихах «Евгений Онегин», с которым он впервые познакомился еще в театральной академии. Своим замыслом актер поделился с сестрой Мартой, разделяющей страстную любовь брата к русской классике, и она решилась поставить фильм.
Хотя Рэйф Файнс был несколько старше пушкинского героя, актеру удалось продемонстрировать противоречия, раздирающие душу кудрявого повесы с ледяным взглядом. Образ Онегина в фильме Марты Файнс психологичен и сложен, в то время как другие герои, за исключением семейства Лариных, показаны более карикатурно и иронично.
«Кориолан» (Coriolanus, 2010)

В 2010 году состоялся режиссерский дебют Файнса. Актер не только снял пьесу Шекспира, но и исполнил главную роль. Выбор материала он объяснял тем, что в прошлом играл главную роль этой трагедии английского драматурга на сцене театра, и поэтому суровый генерал Кориолан — близкий и понятный ему герой.
Действие пьесы перенесено из античности в современную, но милитаризованную реальность. Герой Файнса — завоеватель, бесстрашный воин, чье лицо остается бесстрастным даже в моменты физической боли. Работая над образом, Файнс стремился наделить Кориолана чертами нескольких современных политиков, вызывающих у него уважение и восхищение.
«Большие надежды» (Great Expectations, 2012)

Мировой кинематограф насчитывает десятки экранизаций книг великого гуманиста Чарльза Диккенса. Только «Большие надежды» за последние годы переносились на экраны три раза. Майк Ньюэлл, известный по экранизации «Гарри Поттера и Кубка огня», снял наиболее приближенную к оригиналу версию.
Рэйф Файнс исполнил роль каторжника Мэгвича — тайного покровителя сироты Пипа. Актер участвует лишь в нескольких эпизодах, но даже в этих коротких сценах создает яркий запоминающийся образ. Он и преступник, и благородный джентльмен, знающий цену обещанию.
«Две женщины» (2014)

Пьеса Тургенева «Месяц в деревне» успешно экранизировалась в Финляндии, Португалии, Германии и Франции, но в России к тексту почти никто не обращался.
Когда-то Вера Глаголева увидела постановку пьесы в театре, и впечатления от нее повлияли на решение актрисы и режиссера снять этот фильм.
Герои «Двух женщин» за время, проведенное в деревне, переживают мучительные любовные драмы. Например, дворянин Ракитин (Рэйф Файнс) тайно влюблен в супругу своего знакомого. Вера Глаголева утвердила актера на роль без проб. По ее мнению, Файнс уже одной только природной сдержанностью воплощает идеал человека XIX века.