5 российских фильмов этой осени, которые обязательно нужно посмотреть | Кино | Time Out

5 российских фильмов этой осени, которые обязательно нужно посмотреть

Виктория Савина   16 ноября 2020
6 мин
5 российских фильмов этой осени, которые обязательно нужно посмотреть
Кадр из фильма «Глубже!»
Жизнь кинотеатров, застывшая в первой половине года, начала постепенно восстанавливаться. И хотя релизы громких голливудских премьер продолжают откладываться, на большой экран выходят свежие работы российских режиссеров. Time Out выбрал 5 интересных и самобытных новинок отечественного кинематографа, которые однозначно достойны зрительского внимания.

«Китобой» (2020, реж. Филипп Юрьев)

Дебют Филиппа Юрьева получил не только ряд наград 31-го Кинотавра, но и главный приз в программе Venice Days от молодежного жюри 77-го Венецианского кинофестиваля. Чукотский подросток Лешка (Владимир Онохов) занимается китобойным промыслом и заботится о дедушке (Николай Татато), который планирует в скором времени умереть. Размеренную жизнь главного героя кардинально меняет первая любовь. Парень теряет голову от девушки из порночата под ником Hollysweet_999 и решает нелегально переплыть Берингов пролив, чтобы увидеть ее наяву.

Минуя темы политики и экологических проблем, «Китобой» оказывается искренним и смелым кинороманом взросления. Бурные чувства, спонтанные решения, побег, погоня за фантомом и осознание его призрачности сплетаются в оригинальный и искренний сюжет.

Особая притягательность картины заключается в сочетании блестящих актерских работ, минималистичной визуальной эстетики отдаленного северного уголка и таинственности, достойной «Твин Пикса» Дэвида Линча. Призрачная мечта совсем не обязательно окажется лучше того, что дано тебе с самого начала — но путь героя к этому осознанию лежит через трогательные и неожиданные приключения.


«Конференция» (2020, реж. Иван Твердовский)

«Конференция» — четвертый полнометражный художественный фильм Ивана Твердовского, одного из самых оригинальных молодых режиссеров в России. Твердовский впервые в отечественном кинематографе поднимает негласно табуированную тему — трагические события в театральном центре на Дубровке и их последствия. Наталья (Наталья Павленкова), одна из выживших заложников, возвращается из монастыря в Москву спустя семнадцать лет после теракта. Героиня организует вечер памяти, чтобы прервать порочный круг молчания, детально реконструировать события трех страшных дней и, наконец, встретиться лицом к лицу со своими и чужими страхами и воспоминаниями.

По мере того, как герои по очереди рассказывают о произошедшем, камера берет максимально крупные планы. Этот «заимствованный» у документальной хроники прием заставляет зрителя буквально перенестись в тот самый театральный зал на Дубровке, где до сих пор проходят разного рода представления — хотя мог бы находиться мемориальный комплекс. Происходящее в «Конференции» напоминает не то леденящий душу перфоманс, не то психотерапевтический сеанс, который будто испытывает зрителей и персонажей.

Вынесут ли люди погружение в глубину воспоминаний о трагических событиях? Смогут ли они справиться с травмой, которая была законсервирована на протяжении стольких лет?

Есть ли у нашей общей культурной памяти шанс включить в себя этот чудовищный опыт, а не отторгать его?


«Глубже!» (2020, реж. Михаил Сегал)

Комедия Михаила Сегала «Глубже!» рассказывает о театральном режиссере Романе Петровиче (Александр Паль), которого уволили из Главного Театра Страны за его невероятную требовательность. Оставшийся без работы герой начинает зарабатывать на жизнь, соглашаясь на любую, даже самую унизительную работу, но, как назло, его отовсюду выгоняют. Неожиданно Роман встречает своего бывшего одноклассника и после недолгих колебаний соглашается на предложенную им «халтурку» — съемки небольшого порноролика. Процесс запускается, но главный герой ожидаемо недоволен несерьезным подходом актеров: тут-то и пригодится весь его профессиональный опыт… Так называемое «глубокое русское порно» стремительно обретает популярность не только в России, но и за рубежом. Вскоре работа Романа привлекает внимание властей, после чего герой переходит работать сперва на пропагандистский телеканал, а затем возвращается в театр.

Картина Сегала начинается как до боли смешная история неудачливого режиссера, нашедшего неординарное применение своим способностям. «Глубже!» блещет остроумной сатирой и актерской игрой харизматичного Александра Паля. Вслед за создателями фильма мы хохочем над устаревшими театральными устоями, с которыми сражается Роман, и с ужасом наблюдаем за актерами, которые пытаются следовать системе Станиславского, но не могут убедить ни своего наставника, ни зрителей по эту сторону экрана. Такими же чудовищными и смешными кажутся телепропагандист Володя (Сергей Бурунов), который безуспешно пытается быть искренним, и ультрасовременный режиссер Хачатрян в блестящем исполнении Антона Лапенко.

На протяжении первой половины ленты Сегалу удается держать ровный ритм, однако затем внимание рассеивается, сюжетных линий становится слишком много, и зритель неизбежно теряет нить повествования.

Удивительно — но картине о буднях порноиндустрии удается обойти даже минимальную эротику, и это в очередной раз показывает, насколько отечественное кино боится любых проявлений телесности. Впрочем, стоит закрыть глаза на некоторые недостатки фильма — определенное удовольствие от просмотра вы получите в любом случае.


«Дорогие товарищи!» (2020, реж. Андрей Кончаловский)

Сюжет фильма «Дорогие товарищи!» основан на реальных событиях, которые произошли в 1962 году в Новочеркасске и были засекречены на протяжении нескольких десятилетий. Недовольные одновременным понижением зарплат и повышением цен на еду рабочие электровозостроительного завода вышли на демонстрацию, после чего военные открыли по ним огонь. Двадцать шесть человек погибли, сто пострадали, а еще семь были названы зачинщиками и расстреляны. Обращение Кончаловского к практически не освещенным в кинематографе событиям оказывается особенно актуальным на фоне недавних событий в Хабаровске, Башкирии и Беларуси.

Кончаловский показывает происходящее через призму взгляда Людмилы Семиной (Юлия Высоцкая), разделяя картину на две части. Мы знакомимся с неоднозначной героиней Высоцкой: прошедшая фронт яростная сталинистка неистово отстаивает свою веру в советскую идеологию. Свои ценности Людмила старается передать и дочери, которую воспитывает в одиночку — но юная девушка позволяет себе усомниться в непогрешимости властей. Параллельно с этим улицы Новочеркасска стремительно заполняются гулом людей, которые отчаянно хотят быть услышанными. Мы одновременно следим за тем, как решается судьба протестующих и переживаем вместе с Семиной ее личную драму, которая становится отправной точкой для переоценки всего, во что Людмила когда-то верила.

Снятая в непривычном для массового зрителя формате 4:3 лента представляет собой выразительную и цельную работу, наполненную разнообразными ассоциациями и символами. Мы видим не только приказы КГБ, страшные расстрелы и безымянные похороны, но и роковую забывчивость, которая преследует людей из поколения в поколение.


«Человек из Подольска» (2020, реж. Семен Серзин)

Кинодебют Семена Серзина основан на прекрасной пьесе Дмитрия Данилова и представляет собой на редкость удачную экранизацию, без сомнения достойной зрительского внимания. Обычного редактора газеты «Голос ЮАО» Николая (Вадик Королев) внезапно задерживают полицейские. Парень морально готовится к разного рода унижениям, однако вместо этого представители закона устраивают герою интеллектуальный допрос, призванный обнажить его душевную пустоту и бессмысленность существования.

Первое, что бросается в глаза при просмотре «Человека из Подольска» — это игра с локациями. С окутанной приглушенным светом фонарей станции мы переносимся в полицейский участок, который стремительно трансформируется в пространство, разрывающееся от зашкаливающей концентрации кафкианского абсурда. Зрителя одолевают то неконтролируемые приступы смеха, то мощное чувство клаустрофобии, которое вызывает замкнутый мрак присутственного места.

Фильм Серзина совмещает в себе до боли знакомые темы несвободы человека в государстве и полицейского произвола, которые, тем не менее, не заслоняют умело развернутую историю человека, впустую растратившего собственную жизнь.