5 шикарных фильмов, снятых одним планом | Кино | Time Out

5 шикарных фильмов, снятых одним планом

Стас Погорский   29 сентября 2020
4 мин
5 шикарных фильмов, снятых одним планом
Со съемок фильма «1917»

Съемка целого фильма одним кадром, планом или сценой — вероятно, самый эффектный визуальный прием, известный кинематографу. Благодаря нему зритель еще сильнее погружается в мир на экране, совершенно забывая о нереальности происходящего, а оператор превращается в полноценного, пусть и немого, персонажа. Time Out вспомнил 5 примечательных кинокартин, снятых в этой технике.


«Русский ковчег»

Russian Ark, 2002

95-минутная лента Сокурова, снятая по заказу Государственного Эрмитажа Санкт-Петербурга, поражает своими техническими достижениями.

По задумке зритель переносится почти на 300 лет в прошлое, полностью погружаясь в высшее общество XIX века. Героя-оператора называют «Европейцем», поскольку картина во многом снималась для иностранцев.

В отличие от большинства фильмов в этом списке, «Русский ковчег» действительно снят одним дублем. Это достижение не только режиссера и оператора, но еще и 22 режиссеров-ассистентов, тысяч актеров массовки, 867 актеров-профессионалов и трех живых оркестров. Чтобы отснять материал, Зимний дворец закрыли для посещения на сутки, оставив все бесценные экспонаты музея для внимания зрителя.

Это потрясающее произведение получилось в результате семи месяцев масштабных репетиций. Команде разве что пришлось несколько подправить звук уже по окончании съемок — это, понятное дело, мелочь.

В 2009 году Telegraph поставила «Русский ковчег» на 50-е место в списке лучших фильмов века.


«Бердмэн»

Birdman or (The Unexpected Virtue of Ignorance), 2014

Драма про бывшего актера, прославившегося по роли супергероя — сам Майкл Китон тоже наиболее известен как Бэтмен — показывает невероятную слаженность и талант тандема режиссера Алехандро Гонсалеса Иньярриту и оператора Эммануэля Любецки.

Фильм создает безупречную иллюзию единого двухчасового дубля с блистательной работой актеров и полным отсутствие каких-либо ошибок при планировании сцен. На самом деле эта лента — хирургически точная склейка почти сотни кусочков.

Даже этот трюк сложно назвать значительным упрощением съемок: камера в фильме постоянно находится в движении, как и все, что попадает в ее поле зрения. Десятки актеров, меняющееся освещение кадра и даже цветовая палитра сцен — стоило съемочной группе допустить малейшую небрежность, как магия картины мгновенно бы рассеялась.

Но каждая незаметная склейка — их замаскировали поворотами, приближением и отдалением камеры — в «Бердмэне» безупречна, как и все остальное.


«Виктория»

Victoria, 2015

Виктория встречает четырех парней в берлинском ночном клубе и быстро с ними сближается. Гуляя по городу в новой компании, она выясняет, что ее новым знакомым нужно закрыть старый должок. Девушку просят побыть водителем для небольшого дела, и вскоре картина превращается в настоящий фильм-ограбление.

Режиссер: Себастьян Шиппер

В ролях: Лайа Коста, Фредерик Лау

Режиссер осознавал, что задумка снять «Викторию» одним дублем слишком амбициозна и рискованна, поэтому сперва ленту снимали 10-минутными кусками на протяжении 10 дней: все для подстраховки. После этого у команды осталось достаточно бюджета на три цельных двухчасовых дубля — и с финальной попытки все получилось.

Сложность проекта обусловлена не только тем, что действие разворачивается на 22 локациях, а в кадре суммарно появляются 150 актеров из массовки.

Сценарий «Виктории» занимал всего 12 страниц, поэтому практически все диалоги в фильме — чистая импровизация. Наконец, съемки проходили с 4:30 до 7 утра, поэтому в кадре постоянно меняется естественное освещение.


«1917»

1917, 2019

Мало какой фильм настолько погружает зрителя во времена Первой мировой войны, буквально перенося его на боевой фронт. «1917» достигает этого многими приемами, но главный — та самая иллюзорная монолитность.

Мы не оставляем главных героев — двух солдат — на поле боя ни на секунду, а потому переживаем за их судьбу еще сильнее, чем за других персонажей военных фильмов.

На самом деле, как и «Бердмэн», картина состоит из аккуратно сложенных индивидуальных кусочков длиной не более восьми с половиной минут.

В данном случае технической сложности добавляла масштабность действий — это не только драма, но и настоящий блокбастер.


«Тайм-код»

Timecode, 2000

Один из самых ранних полнометражных экспериментов с цифровой съемкой и просто крайне необычная лента. В «Тайм-коде» нужно наблюдать сразу за четырьмя отдельными дублями, каждый из которых занимает по четверти экрана. Они показывают разные части и перспективы единой истории о безнравственных участниках одной съемочной группы в Лос-Анджелесе.

Режиссер: Майк Фиггис

В ролях: Ксандер Беркли, Голден Брукс, Саффрон Берроуз

По сюжету молодая актриса пытается соблазнить режиссера, чтобы пробиться на большой экран. Все идет хорошо до тех пор, пока ее девушка не подслушивает разговор с помощью оставленного в сумочке жучка.

Концепт может испугать: уследить сразу за четырьмя фильмами на одном экране, кажется, практически невозможно. Поэтому режиссер направляет зрительское внимание очень простым приемом: звук переключается между сегментами, давая голос тому, в котором разворачиваются наиболее важные события.

Пускай лента не слишком интересна в художественном смысле, киноманам наверняка будет любопытно испытать необычный способ повествования на себе.