5 шокирующе реалистичных фильмов про подростков
«Все умрут, а я останусь» (2008, реж. Валерия Гай Германика)
Двенадцать лет назад дебютная полнометражная картина Гай Германики произвела своего рода эффект шоковой терапии, бескомпромиссно обнажив вещи, говорить о которых было не принято. По сюжету три подруги-девятиклассницы, Катя (Полина Филоненко), Вика (Ольга Шувалова) и Жанна (Агния Кузнецова), готовятся к школьной дискотеке и дают друг другу клятву дружбы. Однако именно в долгожданный вечер произойдут события, которые навсегда изменят героинь и заставят их нарушить обещание.
Картина Германики рисует подростковый мир честно, без прикрас, максимально натуралистично и документально. Происходящее на экране настолько неотличимо от реалий, что зритель будто физически переносится в спальный район Строгино, где снималась картина. Перед нами разворачивается социальный фильм ужасов, в котором отображена жестокость взрослых и детей. Героини отчаянно сражаются с враждебным миром, пытаясь найти в нем собственное место и добиться понимания от родителей и социума.
«Класс коррекции» (2014, реж. Иван Твердовский)
«Класс коррекции» — первая полнометражная работа Ивана Твердовского. В фильме рассказывается о добродушной девушке Лене (Мария Поезжаева), которая не может самостоятельно ходить из-за проблем с ногами. После многолетнего домашнего обучения она переходит в среднюю школу в специальный класс коррекции для детей с различными отклонениями. Вместе с одноклассниками она должна подготовиться к комиссии, на которой будет решаться, смогут ли дети продолжить обучение в обычном классе. В новом коллективе Лене суждено обрести первую любовь, а также столкнуться с жестокостью сверстников и учителей.
Твердовский реалистично показывает полный несправедливости мир, с которым ежедневно сталкиваются герои его картины. Бесконечная агрессия взрослых только ухудшает ситуацию. Коррекционный класс оборачивается конвейером или даже целой фабрикой: здесь ломают личности и производят правильных членов общества. Таким, как Лена, которая оказывается единственным светлым персонажем, места не находится нигде. С каждой минутой фильм оставляет все меньше и меньше пространства для надежды — не то зеркало действующих реалий, не то притча о месте добра и зла в мире.
«Класс» (Klass, 2007, реж. Ильмар Рааг)
На создание «Класса» Ильмара Раага сподвигла стрельба, произошедшая в «Колумбайне»: 20 апреля 1999 года два подростка застрелили в своей школе 13 человек, а затем покончили с собой. Картина Раага сосредотачивается на изображении причин, которые могут привести к подобным трагедиям. Фильм разделен на семь частей, каждая из которых отражает один день из жизни главных героев, учащихся в эстонской школе.
Изгой Йозеп (Пярт Уусберг) систематически подвергается жестокому обращению со стороны отца и насмешкам одноклассников, молча снося обиды. Однако когда степень агрессии подростков возрастает, за него вступается другой ученик по имени Каспер (Валло Кирс) — в результате он также сталкивается с травлей. По мере того, как ведется отсчет дней недели, фильм все подробнее и радикальнее детализирует эскалацию человеческой жестокости и состояние жертвы буллинга, которая балансирует на грани нервного срыва.
«Племя» (Плем’я, 2014, реж. Мирослав Слабошпицкий)
Идея первого полнометражного фильма Слабошпицкого родилась из его собственной короткометражной ленты «Глухота»: она заключает в себе историю глухого парня Сергея (Григорий Фесенко), который переводится в одиннадцатый класс интерната. Там он сталкивается с криминальной организацией, проходит инициацию, влюбляется в одну из несовершеннолетних проституток и пытается научиться жить по жестоким законам сообщества. Картина полностью построена на языке жестов и отличается выразительной актерской игрой, которая полностью компенсирует отсутствие субтитров.
Слабошпицкий делает акцент на камерную атмосферу, длинные общие планы и «подглядывание» за героями. Беспристрастная манера съемки делает повествование еще более достоверным: перед нами сообщество, построенное на подавлении личности и взращивании звериной агрессии. Разворачивая перед зрителем шокирующий микромир, полный радикально-натуралистичных сцен насилия и секса, «Племя» концентрируется на безнадежной судьбе отдельных персонажей и трансформации главного героя, который постепенно утрачивает свою невинность и начинает разговаривать на языке жестокости.
«Детки» (Kids, 1995, реж. Ларри Кларк)
В дебютной работе Ларри Кларка отражена жизнь подростков с Манхэттена. Основной саспенс фильма заключается в линии, посвященной 16-летней Дженни (Хлоя Севиньи), которая узнала, что заразилась ВИЧ от парня по имени Телли (Лео Фицпатрик). Пока героиня безрезультатно пытается сообщить парню новость, тот пытается обаять очередную девушку. Если Дженни не сможет связаться с юношей вовремя, его новая приятельница тоже станет носителем инфекции.
Параллельно основной сюжетной линии мы наблюдаем за повседневной жизнью героев: выяснение отношений с родителями, курение травы, попытки совсем юных подростков вести себя как их «старшие» восемнадцатилетние знакомые.
«Детки» выходят далеко за пределы морализаторского кино о ВИЧ. Этот фильм — прежде всего отражение реального мира, в котором зритель узнает как события из собственной биографии, так и знакомые ему чувства и состояния. Кларк точно фиксирует пограничное состояние подростков, задержавшихся на стыке прощания с детством и перехода во взрослый мир. Герои пытаются найти свое подлинное «я» и выбрать жизненную тропу, которая не приведет их к пропасти.