5 ярких (и не очень) фильмов фестиваля «Послание к человеку»
«Ученик. Восхождение Трампа», реж. Али Аббаси
Фильмом открытия и самой громкой премьерой смотра стала биографическая драма датского режиссера Али Аббаси («На границе миров») «Ученик. Восхождение Трампа». Лента участвовала в основном конкурсе Каннского кинофестиваля и должна была выйти в России 31 октября, но не получила прокатного удостоверения.
Амбициозный Дональд Трамп делает первые шаги на рынке недвижимости и мечтает построить огромную башню имени себя прямо посреди Нью-Йорка. Поначалу его желания бегут далеко впереди возможностей. На закрытой вечеринке для сильных мира сего он знакомится с Роем Коном — успешным адвокатом, выигрывающим одно дело за другим. Для молодого Дональда он становится учителем: передает ценный опыт и воспитывает зверя. Спустя десятилетия Трамп превратится в хищника и, подчиненный бескрайним амбициям, будет давить всех без разбора — конкурентов, друзей и даже семью.
В отличие от большинства байопиков, «Ученик» — портретное кино, а не дотошная экранизация страницы «Википедии». Цвета этого портрета очевидны: в оптике Аббаси Трамп представлен едва ли не самым мерзким человеком Нью-Йорка. Его извращенное желание власти, способность ходить по головам, питаться энергией окружающих, выходить победителем из любой ситуации, даже проигрышной, становится наваждением. Кажется, герой-вампир высасывает еще и настроение фильма. «Ученик» напомнит зрителю скорсезевский «Волк с Уолл-стрит», из которого выкачали задор и веселье.
А главной визитной карточкой картины является неузнаваемый Себастиан Стэн. Причем неузнаваемый не только из-за грима — актер терпеливо выпячивает губы, повторяет мимику, жесты и интонации своего героя. В профиль и вовсе отличий не найти — перед нами помолодевший Трамп. Если у фильма не будет проблем с прокатом в США — а прямо перед выборами сложности уже возникли, Стэн может претендовать на «Оскар» за «лучшую мужскую роль».
«Кукушка», реж. Евгений Николаев
Давным-давно в якутской деревне произошло несколько трагедий подряд. Сначала у местной девушки случился выкидыш, а после в этом же доме произошло массовое убийство. Спустя много лет в заброшенную хату возвращается Аркадий, мальчиком переживший бойню. Его цель — изгнать из дома восставшую тень девушки, в повешенный труп которой вселился злой дух.
«Кукушка» снята режиссером-дебютантом Евгением Николаевым под чутким контролем сценариста и продюсера Дмитрия Давыдова, лидера якутской кинематографии. Перед показом Николаев представил фильм как сновидение, в котором зрителю самостоятельно необходимо формировать нарратив. И действительно, «Кукушка» — этно-хоррор множества трактовок, в котором время и пространство не имеют четких границ и смешиваются в мистический сон, ставший полем боя между настоящим, прошлым и будущим.
А еще черно-белая лента удачно вписывается в новую якутскую волну. Режиссер старательно работает с композицией кадра, уделяет особое внимание теням и опирается на непрофессиональных актеров, знакомых с таинствами якутской глубинки.
«Тимир», реж. Николай Корякин
Другой фильм из фестивальной спецпрограммы «Якутское кино: здесь и сейчас», «Тимир», — полная противоположность «Кукушки». Вместо черно-белой палитры — яркие цветовые сочетания, вместо сложносочиненного хоррора и мистики — трогательная комедия об отцах и детях.
У восьмиклассника Тимира умерла мать. Теперь ему предстоит переехать к пьющему отцу в деревню. Отношения с родителем и односельчанами не ладятся с самого начала. Мальчик не находит друзей и оттого слоняется по свалке, где знакомится с призраком, застрявшим между двумя мирами, который обещает научить его говорить с умершей матерью. Но вместо связи с миром мертвых незнакомец помогает мальчику в мире живых.
«Тимир» — еще один якутский дебют, отмеченный на нескольких российских фестивалях. По стилистике лента напоминает работы Уэса Андерсона: яркие краски, центрированные кадры и траекторная съемка. Однако пока Андерсон выстраивает комплексные по настроению и атмосфере миры, дебютант Корякин идет напролом, представляя зрителю простую и вдохновляющую историю о том, что когда-нибудь все обязательно наладится.
«Наоборот», реж. Хонас Труэба
Наслушавшись отца-философа, Эли предлагает Алексу устроить пышную вечеринку по случаю расставания. По мнению пары, разлука принесет обоим счастье. Близкие настроены скептически, но все же один за другим принимают приглашения на тусовку.
В «Наоборот» удивительным образом сочетаются сразу два кинематографа — разговорный испанский и французский — наверное, глубже остальных исследующий любовные отношения. Режиссер и сценарист Хонас Труэба подошел к проблеме с юмором. Своих героев он сделал кинематографистами, он — актер, она — монтажер, и сравнил любовь и ее сложное строительство с процессом кинопроизводства, в котором есть свои правила и жанры. А что будет, если деконструировать отношения, развернуть их на 180 градусов во всех плоскостях? Результат этого эксперимента, отмеченного призом на Двухнедельнике режиссеров в Каннах, окажется прозаичным — любовь останется любовью, под каким углом на нее ни взгляни.
«Универсальный язык», реж. Мэттью Ранкин
После долгих лет работы в Монреале Мэттью возвращается в родной Виннипег и попадает в новый для себя мир: все вокруг говорят на фарси, местные водят экскурсии по парковкам и устраивают затяжные минуты молчания, а город делится на кварталы — серый, бежевый, черный и другие. Заново знакомиться с малой родиной и ее новыми жителями Мэттью начинает благодаря главной знаменитости Виннипега — запустившей цепочку странных событий индейке, победившей на конкурсе красоты.
Еще одна необычная картина, попавшая в программу «Послания к человеку» прямиком из Канн, где завоевала приз зрительских симпатий. «Универсальный язык» крайне аскетичен в деталях, отчего смотреть его временами невыносимо. Давящая тишина умирающего большого города соседствует с абсурдистским юмором, знакомым фанатам французского режиссера Квентина Дюпье.
В этой хитрой формуле находится место и истории потерянного человека, ставшего чужим в собственном доме. Путь Мэттью к истоку, родной матери, оказывается тернистым, а помогает ему в этом универсальный язык — доброта, которая, как известно, всегда возвращается.