Небо в огне: 5 зрелищных фильмов-катастроф | Кино | Time Out

Небо в огне: 5 зрелищных фильмов-катастроф

Анна Самойлова   16 сентября 2021
5 мин
Небо в огне: 5 зрелищных фильмов-катастроф
Кадр из фильма «Помпеи»

Фильм-катастрофа — один из популярных жанров мирового кинематографа с первых десятилетий его существования. Успех картин о бедствиях обусловлен не столько историей главных героев, оказавшихся между жизнью и смертью, сколько выразительными спецэффектами — где еще можно в таких красках увидеть, как быстро и легко могут быть уничтожены город, страна и даже планета. Time Out рассказывает о 5 фильмах-катастрофах с самыми впечатляющими сценами разрушения.


«Послезавтра» (The Day After Tomorrow, 2004)

Климат Земли, истощенной человеком, стремительно меняется. Ледники тают, а температура Мирового океана понижается. Во всем мире случаются жуткие погодные катаклизмы, от снегопадов до града. Американский ученый Джек Холл (Деннис Куэйд) — один из немногих, кто понимает, что необходимо как можно скорее эвакуировать людей, ведь на США надвигается страшная климатическая катастрофа. Однако правительство до последнего отказывается верить его прогнозам.

Роланд Эммерих известен как опытный автор фильмов-катастроф — например, «День независимости», «2012». Его фантазия неистощима: в одной картине он может логично соединить землетрясение, наводнение и пожар. «Послезавтра» — один из самых известных его фильмов, в котором он сначала беспощадно топит улицы американских городов, а затем понижает температуру воздуха и замораживает несчастных выживших.

Чтобы показать масштаб произошедшего, режиссер снимает уничтожение, казалось бы, незыблемого национального достояния — Статуи Свободы. И через эту деталь он раскрывает судьбу великой страны.


«Знамение» (Knowing, 2009)

Астрофизик Джон Кестлер (Николас Кейдж) — вдовец, который в одиночку растит сына. Однажды мальчик приносит из школы листок, исписанный стройными цифрами. Сначала кусок бумаги кажется бесполезным даже для образованного Кестлера. Однако вскоре он обнаруживает, что в этих числах есть закономерность: они указывают на точное время и географические координаты страшнейших мировых катастроф последних лет. Последняя же дата указывает на текущий месяц.

В «Знамении» есть несчастья на любой вкус, от падения самолета до столкновения поездов. Каждой аварии в фильме отведено почетное место, их причины подробно расписаны, а последствия детально показаны. Они пугают неотвратимостью, как в культовой франшизе «Пункт назначения», и внезапностью. Обычный день, ничего не предвещает беды, но железная птица уже падает с неба, разбивая крыло о серый асфальт. Степень урона нарастает постепенно. Режиссер плавно подводит зрителя к финальной части жестокой симфонии — глобальной катастрофе.


«Меланхолия» (Melancholia, 2011)

Клэр (Шарлотта Генсбур) вместе с маленьким сыном и мужем (Кифер Сазерленд) живет в дорогом загородном доме. Ее младшая сестра Жюстин (Кирстен Данст) недавно переехала к ним, так как некоторое время назад, повинуясь внутреннему порыву, расстроила собственную свадьбу. Она устала бороться с самой собой и погрузилась в депрессию. Из патологического состояния ее может вывести только новость о приближающейся к Земле планете под поэтическим названием Меланхолия.

Один из самых нетипичных и до безобразия красивых фильмов-катастроф. История гибели Земли становится метафорой губительной силы ментальных заболеваний. Столкновение двух планет в картине показано как медленный танец смерти, которым наслаждаются оба партнера. Режиссер смакует приближение смерти героев и приглашает зрителя почувствовать то же самое.

В длинном прологе Ларс фон Триер не оставил надежды на то, что Земля переживет пролет голубой планеты. Несмотря на это, последний кадр способен вызвать животный страх и желание зажмурится, лишь бы не видеть смертоносный свет Меланхолии.


«Помпеи» (Pompeii, 2014)

Фильм основан на истории древнеримского города, уничтоженного вулканом Везувий в I веке нашей эры. Кочевник Майло (Кит Харингтон) с детства прислуживает знатным римлянам и однажды встречает прекрасную дочь богатого горожанина Кассию (Эмили Браунинг). Несмотря на социальную дистанцию, между героями оказывается много общего. Любовное чувство между молодыми вспыхивает, как факел. Герои готовы бороться со всеми законами, запрещающими им быть вместе, но их судьба уже предрешена: Везувий проснулся.

Непосредственно самой страшной катастрофе в «Помпее» отведена вторая половина фильма, но сцены, рисующие повседневную жизнь города и его окрестностей, созданы с размахом. Узкие улицы между домами наполнены стройными потоками жителей, облаченных в аутентичные наряды. Трибуны огромного театра, где проливается гладиаторская кровь, украшены императорской символикой. Все это выглядит торжественно и живописно.

В финале разрушительная волна лавы слижет город с поверхности Земли и навеки похоронит тяжелые доспехи и изящные платья его жителей. Именно в кадрах уничтожения Помпеи звучит мысль о напрасности земных забот и вечности любви.


«Гренландия» (Greenland, 2020)

Обычный день строителя Джона Гэррити (Джерард Батлер) становится худшим в его жизни. На телефон мужчины приходит правительственное сообщение, согласно которому он вместе с семьей должен незамедлительно отправиться в надежный бункер. Там они должны будут пережить столкновение с приближающейся кометой. Ситуация осложняется тем, что никто понятия не имеет, где находится нужное место, а люди, не попавшие в «программу спасения», готовы на все ради выживания. 

Смерть не страшна, страшно умирать. Именно эта мысль отражена в апокалиптической драме Рика Романа Ро. Немногочисленные избранные, получившие приглашение в убежище, вынуждены видеть, как остальные сходят с ума от осознания скорого апокалипсиса.

Масштаб бедствия показан с нескольких позиций. Первыми обломки кометы встречают вертолеты. Сильнейшую взрывную волну и уродливый кратер, появившийся на теле планеты, запечатлевают космические спутники. А тела людей плавятся под огненным градом, пока некогда голубое небо над головой окрашивается в жуткий лимонный оттенок.