Осознать свою конечность. 5 зубодробительных боди-хорроров о бренности человеческих тел
Вопреки предрассудкам, хорроры не только преследуют цель напугать зрителя — нередко они задаются вопросом человеческой идентичности. Например, так называемый «телесный ужас» фокусируется на изучении человеческого тела и всевозможных мутаций. «Титан» Жюлии Дюкорно, взявший главный приз в Каннах в этом году и только что вышедший в российский прокат, называют боди-хоррором нового поколения. Однако до знакомства с ним Time Out предлагает вспомнить, с каких картин начинался этот поджанр.
«Муха» (1986), реж. Дэвид Кроненберг
Ученый Сет Брандл гордится своим изобретением — «телеподом», который способен перемещать объекты в пространстве. Напившись одной ночью, герой решает испробовать устройство на себе, не подозревая, что внутрь залетела муха.
Дэвида Кроненберга по праву называют одним из самых «ненормальных» режиссеров. Он умело балансирует на грани физиологического и психологического: Кроненберг исследует всевозможные телесные патологии под воздействием новых технологий и искажает представление зрителя о нормальном функционировании человеческого организма.
Фильм вышел в прокат в 1986 году и за счет необычного на тот момент времени подхода к жанру завоевал приличную кассу. Так что если и начинать подборку боди-хорроров, то с имени Дэвида Кроненбрега — это практически синонимы.
«Бивень» (2014), реж. Кевин Смит
Уоллес приезжает в Канаду, чтобы взять интервью у героя видеоролика, который отрубил себе ногу самурайским мечом. Узнав, что тот умер, мужчина отправляется в бар и находит объявление, где местный отшельник приглашает к себе всех желающих послушать его историю. Недолго думая, Уоллес решает ехать. Только вот он не осознает, что собеседник одержим идеей превратить человека в моржа.
Режиссером «Бивня» стал Кевин Смит, знакомый многим по роли Молчаливого Боба, что заставило многих поклонников его творчества удивленно приподнять брови. В ленте явно проскальзывают заимствования из таких картин, как «Мизери» Роба Райнера, «Человеческая многоножка» Тома Сикса и «Клык» Йоргоса Лантимоса, поэтому работа Смита вряд ли может похвастаться оригинальностью замысла. А вот несколькими восхитительно ужасающими кадрами — однозначно да.
«Антивирус» (2012), реж. Брэндон Кроненберг
Дебютная лента от сына главного бодихоррормейкера Дэвида Кроненберга Брэндона рассказывает о недалеком будущем, где люди приобретают вирусы, которыми переболели их кумиры. Одним из продавцов является Сид Марч, случайно подхватывающий опасную инфекцию от любимой звезды Ханны.
Андрогинный, долговязый Калеб Лэндри Джонс, сыгравший Банши в «Людях Икс: Первый класс», олицетворяет кошмарную торжественность извращенной, тревожной концепции поклонения кумирам. Кроненбергу-младшему удалось создать мрачную сатиру на заразительный культ знаменитостей и в то же время продемонстрировать собственное уникальное видение элементов поджанра.
«Тэцуо, железный человек» (1989), реж. Синъя Цукамото
Бизнесмен сбивает на машине человека, после чего его тело претерпевает болезненный процесс превращения в живую гору металла.
Неоспоримая классика японского киберпанка, на которую огромное влияние оказала эстетика «Видеодрома» Дэвида Кроненберга. Главный герой претерпевает в фильме не только физические, но и психические изменения — его разум тоже мутирует, а место души занимает механизм. В метафорическом ключе режиссер говорит со зрителем о будущем индустриальных технологий и подвергает сомнению тот факт, что они приведут человечество в лучший мир.
«Зубы» (2007), реж. Митчелл Лихтенштейн
В ленту заложена концепция мифа о женских гениталиях с зубами — по сюжету школьница во время первого полового акта кастрирует и убивает своего партнера. С этого момента зритель следует за героиней, которая на протяжении фильма сталкивается с рядом пытающихся воспользоваться ее наивностью мужчин.
Лента Митчелл Лихтенштейн, наполненная визуальными каламбурами, хитро переворачивает с ног на голову жанровые стереотипы и явно претендует на то, чтобы обрести статус культовой классики.