Критик с пистолетом в поисках потерянного детства. 6 фактов о Франсуа Трюффо | Кино | Time Out

Критик с пистолетом в поисках потерянного детства. 6 фактов о Франсуа Трюффо

Анастасия Лабурец   6 февраля 2023
5 мин
Критик с пистолетом в поисках потерянного детства. 6 фактов о Франсуа Трюффо
Кадр из фильма «Дикий Маугли»

Франсуа Трюффо шел к кино долго, а после уже не мог представить без него своей жизни. Он стоял у истоков французской «новой волны», выражал чувства и настроения своего поколения и жестоко противостоял хаосу, царившему в стране. 6 февраля Франсуа Трюффо мог бы исполниться 91 год — и Time Out вспоминает несколько любопытных фактов о выдающемся режиссере.


Трюффо был внебрачным ребенком

Кадр из фильма «Дикий Маугли»

Франсуа Трюффо родился в Париже 6 февраля 1932 года. Он был внебрачным ребенком секретарши газеты «Иллюстрасьон» Жанин де Монферран. Ставшую в будущем знаменитой фамилию мальчику дал будущий муж его матери Ролан Трюффо.

Сразу после рождения мать отдала нежелательного ребенка на воспитание няням и бабушке. Последняя привила Трюффо любовь к книгам и музыке, а когда ему было десять лет, умерла. Родителям ничего не оставалось, как забрать ребенка к себе. С матерью и отчимом у него складывались холодные отношения, так что в 1968 году Трюффо обратился в детективное агентство с просьбой отыскать его биологического отца. Им оказался еврей португальского происхождения Ролан Леви, работавший дантистом. Семья Трюффо все отрицала, но сам режиссер результатам расследования поверил.


Свой первый фильм будущий режиссер увидел в возрасте 8 лет

Кадр из фильма «Зеленая комната»

Первым фильмом, который увидел Трюффо, стал «Потерянный рай» Абеля Ганса. Каждый раз, когда удавалась такая возможность, вместо школы мальчик тайно шел в кино. Впоследствии он признавался, что провел в кинозале больше четырех тысяч часов и расплачивался за это болями в желудке, так как часто пропускал приемы пищи.

В 14 лет он решил окончательно бросить школу и обучаться самостоятельно. Трюффо старался смотреть по три фильма в день и читать по три книги в неделю. Главной школой кино для Трюффо стала Синематика Анри Ланглуа, который организовал ее вместе с режиссером Жорже Франжю.

В 1948 году на деньги, заработанные в продуктовом магазине, и украденную у отчима пишущую машинку Трюффо организовал собственные кинопоказы. Тогда же он познакомился с Андре Базеном.


Крепко дружил с Андре Базеном

Кадр из фильма «Американская ночь»

В отличие от родителей, с которыми у 16-летнего мальчишки не было теплых отношений, Базен не только поддерживал юношу в его начинаниях, но и помогал выпутываться из разных передряг. Например, он помог Трюффо выйти из центра перевоспитания малолетних преступников в Вильжуире, где тот оказался по воле отчима.

Не секрет, что Базен оказал большое влияние на творчество Трюффо. Именно он представил будущего режиссера киноклубу «Объектив 49», и он же принял его в знаменитый журнал Cahiers du Cinéma, где коллегой Трюффо стал Жан-Люк Годар, а стиль написания рецензий прозвали «критикой с пистолетом».

Свой дебютный фильм Трюффо выпустил в 1959 году. В противовес «папиному кино» он снял кино о самом себе в образе юного мальчишки Антуана Дуанеля, но Базен увидеть ее так и не смог.


Сидел в тюрьме за попытку дезертирства

Кадр из фильма «Близкие контакты третьей степени»

В 1950 году Трюффо решил пойти в армию. Отчасти это произошло из-за того, что у него не сложились отношения с Лилиан Литвин и он чувствовал себя одиноко.

Символично, что юноша познакомился с ней в кино и буквально стал ею одержим. Девушку пугала настойчивость Трюффо: она отказывалась с ним встречаться, и он как-то раз даже пообещал свести счеты с жизнью. Серж Руссо говорил, что Франсуа всегда был влюблен, и почти всегда безнадежно.

Как только Трюффо попал в армию, то практически сразу же начал думать, как оттуда сбежать. Какое-то время он укрывался у знакомых, но в итоге сам сдался военной полиции. За попытку дезертирства в 1951 году его посадили в тюрьму, но Андре Базену и в этот раз удалось помочь другу.


Однажды отказался подвезти автостопщика

Кадр из фильма «Дикий Маугли»

Однажды Франсуа Трюффо ехал в машине и решил подбросить голосовавшего на дороге человека. Компанию он ему, правда, составлял недолго. Будучи большим поклонником кинематографа, режиссер попытался разбавить тишину обсуждением фильмов, но попутчик ответил, что кино не смотрит и не любит. На этом поездка закончилась: Трюффо попросил мужчину покинуть его машину и уехал без зазрения совести.


Сорвал фестиваль в Каннах

Кадр из фильма «Хичкок/Трюффо»

В 1968 году Анри Ланглуа лишили поста директора Французской синематики. Тогда среди парижской интеллигенции прогремела волна протестов, начались студенческие демонстрации и аресты. К середине мая учащиеся объявили всеобщую забастовку.

Канны до последнего старались не обращать внимания на происходящее, пока Трюффо, Годар, Лелуш и другие не созвали пресс-конференцию, на которой потребовали закрыть фестиваль, обвинив его руководство в трусости. Члены жюри начали отказываться от участия в киносмотре, режиссеры снимали свои ленты с показа.

В Большом зале старого Фестивального дворца, где должны были показывать фильм Карлоса Сауры «Мятное фраппе», Трюффо и другие повисли на занавесе, чтобы он не поднялся. Там же начались стычки между сторонниками и противниками фестиваля, что в итоге привело к его отмене. Впоследствии руководство простило Годара, и в 1980-м он представил там фильм «Спасай, кто может (свою жизнь)». Трюффо же так и остался персоной нон гранта.