Из коммуны в Канны. 6 фактов о творчестве Томаса Винтерберга
Томас Винтерберг — автор первого фильма, снятого по манифесту «Догма 95»
В 1995 году в мировом кинематографе произошло значимое событие — группа датских режиссеров во главе с Ларсом фон Триером подписала манифест, получивший название «Догма 95». Он включал в себя свод правил и ограничений, которым должен был следовать тот, кто желал изменить облик современного кино. Одним из соавторов текста был молодой Винтерберг, который к тому моменту снял четыре коротких метра и драму «Величайшие герои» (1996), но уже показал себя как чуткий, оригинальный художник.
Через три года на Каннском кинофестивале прошла премьера «Торжества» Винтерберга. Работа получила Приз жюри, а после стала призером и других международных фестивалей и премий.
По сюжету во время праздновании дня рождения главы семейства герой рассказывает, что тот жестоко обращался с ним и его сестрой в детстве. В первые мгновения тост не привлекает особенного внимания, но постепенно конфликт начинает развиваться — и так вскрываются новые подробности произошедшего.
В «Торжестве» легко обнаружить аллегорию на перемены в мировом киноискусстве. Авторы «Догмы» выступают в роли героя, не испугавшегося пойти против большого коллектива и высказать свою правду, разрушающую прежние комфортные устои экранного искусства. Это стало символом борьбы против господства старого голоса и знаком появления нового. Фильм стал знаковым явлением, а Винтерберг — любимцем критиков и зрителей.
«Я думаю, “Догма” была неизбежна. Это была реакция — очень высокомерная, удовлетворяющая нашу потребность в самооправдании — на железобетонные условности кинопроизводства. Потом пришел большой успех, а потом она сама стала условностью. “Догма” считалась модной штукой, что ее и убило — совершенно закономерным образом. Любой радикализм со временем становится частью системы, растворяется в ней — таковы законы эволюции. “Догма” многим кинематографистам помогла изменить оптику: стало понятно, что можно сбросить груз традиционного производства — все эти костюмы, осветительные приборы, тонны грима… Благодаря “Догме” кинематографисты во всем мире поняли, что кино можно делать по-другому».
В приоритете у режиссера — семейные проблемы и исследование коллективов
Семейная драма «Торжество» не только проложила путь для следующих фильмов, снятых по «Догме 95», но и определила основные темы творчества ее автора. В своих последующих работах Винтерберг продолжил рассматривать проблемы семейных взаимоотношений, детские травмы, одиночество и поведение людей в коллективе.
«Дорогая Венди» (2005) рассказывает об одиноких подростках, которые ищут понимание — и создают группу братьев по оружию. В тяжелой драме «Субмарино» (2010) режиссер показывает, как перенесенная трагедия в детстве отразилась на жизни двух некогда близких братьев. В «Охоте» (2012) Винтерберг исследует, как группа людей, ослепленная общей ненавистью, способна загубить чужую жизнь. Интересно то, что в основе «Торжества» и «Охоты» лежит схожий конфликт — обвинение в изнасиловании несовершеннолетних. Однако реальное преступление в первом случае не вызывает у группы собравшихся на торжество никакой реакции, во втором же оно становится началом охоты на ведьм.
Синтез двух мотивов происходит у Томаса Винтерберга в «Коммуне». Супружеская пара, желая изменить свою жизнь, собирает под крышей дома группу близких по духу людей. Постепенно единение с чужаками раскрывает назревающий семейный конфликт, в котором проявляются истинные характеры людей.
«Фильм Томаса Винтерберга — это фильм о группах людей, которые делают невозможное, — но делают это вместе. В этом смысле, когда ты прыгаешь с обрыва, не зная, есть ли внизу вода, но при этом держишь за руку кого-то другого — это предельная, максимальная солидарность. И меня притягивает к этому, наверное, потому что меня таким воспитали. Я же рос в коммуне. Не всем, знаю, нравится этот фильм, но та же тема есть, например, и в “Курске”».
Томас Винтерберг — многожанровый режиссер
Фильмография Томаса Винтерберга насчитывает 11 полнометражных картин. Уникальность режиссера состоит в том, что ему под силу фильмы любых жанров и форматов, от семейных драм и мрачных триллеров до короткого метра и неигровых проектов. В будущем выйдет первый сериал режиссера под названием Familier som vores («Семьи вроде нашей»). Подробности сюжета пока неизвестны, но если довериться названию, то можно ожидать новый семейный опус.
Нетипичным фильмом для поэта современной Дании стал «Курск» (2018), рассказывающий о реальной гибели атомной подводной лодки в Баренцевом море. Драма отличается от того, что прежде делал Винтерберг. Кинематографисту, специализирующемуся на камерных семейных историях, нужно было учитывать то, что раньше не входило в его обязанности: рассчитывать технические тонкости, соблюдать технику безопасности при съемке на воде, обращаться к помощи дублеров.
Другой неожиданный пример в творчестве датского режиссера — мелодрама «Вдали от обезумевшей толпы» (2015), экранизация одноименного английского романа Томаса Харди. Удивляет насколько тонко датчанин чувствует и понимает иностранную культуру и характеры.
Наконец, в 2020 году Винтерберг представил публике трагикомедию «Еще по одной», в которой открывается его особое чувство юмора и взгляд на суровую повседневность родины Гамлета.
Томас Винтерберг пишет сценарии почти ко всем своим фильмам
Томас Винтерберг работает над сценариями самостоятельно или совместно с близкими по духу авторами. Исключениями стали лишь «Курск», «Вдали от обезумевшей толпы» и «Дорогая Венди». По словам кинематографиста, работа с текстом дает ему возможность чувствовать себя уверенно. Он становится полноправным автором истории — и поэтому может быть решительным в разработке концепции.
«Когда мы с Тобиасом Линдхольмом пишем сценарий, мы похожи на команду велосипедистов. Иногда он выходит вперед, а я следую за ним, иногда мы меняемся местами. Некоторое время мы вместе подробно обсуждаем сюжет. Пишем десятистраничный вариант, затем 20-страничный и, когда чувствуем, что история складывается в единое целое, начинаем писать сам сценарий. Тот “велосипедист”, который вырывается вперед, пишет первые десять страниц очень быстро, не перечитывая, а затем второй их переписывает. В итоге получается сценарий Линдхольма-Винтерберга, в который я затем вношу все необходимые мне изменения».
При создании кино Винтерберг обращается к личному опыту
После премьеры «Коммуны» режиссер признавался, что в основе сюжета лежит биографический факт, которым ранее он не был готов поделиться с публикой.
«Когда мне было семь лет, родители решили перебраться в коммуну, взяв и нас с сестрой. Я знаю, что в Америке к подобным сообществам относятся как к сектам, чему-то религиозному, или же думают, что там обитают хиппи, которые уезжают за город и жуют овощи. Это, конечно же, не так. В коммунах жили ученые, телевизионщики и другие образованные люди. Мой отец работал кинокритиком. Никакой дикости там не было и в помине. Мы были атеистами, исповедали немного левацкий образ жизни. Никакой “свободной любви” или запрещенных веществ, разбросанных по квартире. В воздухе витала приятная дружеская атмосфера. Разве что пива, может, было многовато».
Когда Винтерберг работал над идеей «Еще по одной», погибла его дочь. Эта трагедия повлияла не только на мировосприятие режиссера, но и на сценарий. Картина стала для Винтерберга терапевтической — по его словам, она превратилась в оду к жизни.
«До того как я начал делать этот фильм, в момент его придумывания и написания, я жил счастливейшей жизнью с женой и детьми. А в прошлом году у меня погибла дочь. И я буквально потерял желание дышать. Однако никакого эмоционального паралича не было — я все чувствовал. И эти ощущения я попытался передать во второй половине картины. <…> До того как я потерял дочь, “Еще по одной” был исследованием на темы жизни, страны и окружающих меня людей. Затем фильм стал поводом двигаться дальше. Он помог мне отринуть горе, снова познать любовь и заботу».
Его творчество обращено к проблемам родной страны
Рассказывая о своем творчестве, Винтерберг всегда упоминает, что, прежде всего, его интересует именно родная страна.
«Я датчанин, в этой стране я вырос. Я могу снимать кино на космическом корабле или, как в случае с “Курском”, на подводной лодке, где окружающий мир довольно суров. Но когда вы рассказываете об обыденной жизни, нужно быть осторожным. Зайдя в Копенгагене в продуктовый магазин, я чувствую себя там как рыба в воде: знаю, что где лежит, и даже парня, стоящего за прилавком. Однако такой же гастроном в Нью-Йорке будет для меня чужим. И вот это чувство родственной близости очень важно, когда вы снимаете личное, правдивое кино».