Режиссура строгого режима и конфликт поколений. 6 главных фильмов кинофестиваля «Одна шестая» по версии Time Out
Несмотря на довольно сложную ситуацию для отечественных фестивалей, в этом году появилось сразу несколько новых киносмотров. Чуть ли не самым заметным из них стал Международный кинофестиваль дебютов Евразийского континента «Одна шестая», недавно прошедший в Екатеринбурге по инициативе Свердловской киностудии. На этой неделе один из призеров смотра — «У самого Белого моря» Александра Зачиняева — выходит в прокат. Time Out решил воспользоваться поводом и рассказать об этом фильме, а также о других ярких проектах — участниках «Одной шестой».
«Продукты 24»
О чем
Когда Мухаббат ехала в Москву, ей обещали место в престижном универмаге, комфортное жилье и зарплату 500 долларов в месяц. Вместо этого она торгует паленой водкой в круглосуточном продуктовом где-то на задворках Москвы, спит на полу вперемежку с другими мигрантами, а в качестве гонорара получает порцию побоев от пьяной хозяйки. Когда же одна из товарок Мухаббат пытается сбежать, полицейские возвращают беглянку в течение суток: они знают, что владелица магазина выдаст им за это щедрые чаевые, да еще и подложит под них очередную смазливую продавщицу из Узбекистана.
Режиссер: Михаил Бородин
Актеры: Зухара Сансызбай, Людмила Васильева, Толибжон Сулейманов
Зачем смотреть
«Продукты 24» Михаила Бородина — фильм-участник Берлинского фестиваля этого года, получивший приз Европейской конфедерации художественного кино (программа «Панорама»). Он снят по реальной истории, точнее, по отголоскам «голяновского дела», которое прогремело в Москве в 2012 году, когда выяснилось, что в малоприметном магазинчике на окраине годами жили рабы-мигранты, которых регулярно насиловали и избивали. Однако самое страшное в картине вовсе не рабство, а психологический слом Мухаббат, через который она проходит, получив свободу.
«Начальник отряда»
О чем
Врать, конечно, нехорошо, однако казаться лучше, чем ты есть, законы не запрещают. Этим и пользуется один из офицеров колонии, к которому приходит режиссер-дебютант, пытающийся снять документальное кино о жизни зэков. Вместо того, чтобы попросту пустить наблюдателя на подконтрольную ему территорию, начальник отряда сам начинает режиссировать чужое кино — и под его чутким руководством колония буквально преображается.
Режиссер: Никита Ефимов
Награды на фестивале: Специальное упоминание жюри неигрового кино
Зачем смотреть
Важной частью «Одной шестой» стала конкурсная секция неигрового кино. Выберем из нее «Начальника отряда» Никиты Ефимова — выпускника Марины Разбежкиной. Этот фильм — возможность побродить по местам не столь отдаленным (съемки проходили в действующей колонии под Санкт-Петербургом), пообщаться с заключенными, а также в неформальной обстановке понаблюдать за их начальником, который стремительно меняется, когда понимает, что его снимают.
«У самого Белого моря»
О чем
Санька — самый обычный подросток, которого дом-интернат невольно превратил в бунтаря. Устав от занудства взрослых и их безразличия, парень пускается в бега — и оказывается на промозглом острове в акватории Белого моря. Единственные обитатели этой скалистой пустыни — старик с ружьем и собака, помогают ему спастись, однако искать общий язык с окружающим миром парню приходится самому.
Режиссер: Александр Зачиняев
Актеры: Борис Галкин, Никита Манец, Дмитрий Куличков
Награды на фестивале: Приз «За лучший актерский ансамбль»
Зачем смотреть
«У самого Белого моря» — фильм о том, как представители трех поколений пытаются договориться между собой. Получается это у них довольно плохо: у парня год назад погиб отец, и в его смерти он винит отцовского напарника, который в скором времени может стать его отчимом. Будущему отчиму понять строптивого ребенка тоже не получается, тем более что работает он полицейским и в силу профдеформации любое проявление чувств воспринимает как слабость. Старик-отшельник пытается их примирить, но его собственные незакрытые гештальты не позволяют ему этого сделать. И только бунт Белого моря и круговорот психофизических испытаний заставляют эту троицу начать слышать друг друга.
«Бездомный с киноаппаратом»
О чем
Много ли нужно, чтобы снимать кино? Игорь Коновалов считает, что нет: была бы камера да желание. А желание у него огромное: пять лет назад он продал квартиру, чтобы снять очередной фильм — и с тех пор бомжует на улице. Но статус бездомного не мешает ему заниматься делом всей своей жизни: он по-прежнему не расстается с камерой и при каждом удобном случае нажимает на кнопку «record».
Режиссеры: Максим Лукьянец, Владислав Баханович
Зачем смотреть
Еще один документальный проект в нашей подборке. Его главным героем стал самопровозглашенный режиссер Игорь Коновалов, в фильмографии которого уже 79 фильмов. Ни на одном из них он не заработал ничего, кроме долгов. Те «опусы», которые можно найти в интернете, откровенно беспомощны, остальные явно не лучше, но дело не в качестве творчества Коновалова, а в нем самом. Этот графоман от кинематографа так искренне влюблен в то, что он делает, и так предан цели, которую выбрал, что этому чудаку прощаешь все, даже его режиссерскую несостоятельность.
«По-мужски»
О чем
Глеб и Поля жили вместе долго, счастливо и почти нескучно. Пиком их личных достижений стал загородный дом, который они себе отстроили на десятилетие свадьбы. Но именно с него все беды и начались. Пьяный сосед по даче, которому страшно хотелось хоть с кем-то поссориться, ударил Полину по лицу, а Глеб, вместо того чтобы превратить бузотера в котлету, стыдливо ретировался с поля брани. После этого о мире в доме можно было забыть.
Режиссер: Максим Кулагин
Актеры: Антон Лапенко, Екатерина Щербакова, Евгения Синицкая, Владимир Гориславец
Награды на фестивале: Приз «За лучший российский игровой дебют»
Зачем смотреть
«По-мужски» Максима Кулагина — фильм-победитель не только фестиваля «Одна шестая», но и Нижегородского киносмотра «Горький fest». Главный герой этой истории — типичный и малозаметный представитель среднего класса, который очень старается поступать правильно. Беда в том, что его собственные представления о плохом и хорошем мало совпадают с теми «аксиомами», которые всем нам вбивались в голову еще с пеленок: у мальчика нет права на слезы, он должен быть мужественным и обязан кого-нибудь защищать; а девочке необходимо быть слабенькой, плюс она должна рожать и готовить. В итоге герой попадает в ловушку фейковой маскулинности, а вместе с ним там же оказываются и авторы проекта, которые так и не сумели определиться с акцентами. Тем не менее, в фильме нет дидактической интонации: он задает вопросы, а не жонглирует прописными истинами, и за это ему — большое спасибо.
«Рядом»
О чем
Для Киры карьера всегда стояла на первом месте, поэтому в свои 30+ она прекрасно себя чувствовала и без походов в ЗАГС, и без грязных пеленок. Однако, когда ее любимый человек внезапно погиб, она поняла, что сделать аборт и убить их будущего ребенка она не сможет. А значит, пришло время меняться.
Режиссер: Тамара Дондурей
Актеры: Екатерина Ермишина, Илья Маланин, Ингеборга Дапкунайте, Татьяна Друбич
Зачем смотреть
«Рядом» Тамары Дондурей — неспешная и вдумчивая драма, которая пытается ответить на не очень комфортные для нас вопросы. Например, почему самые близкие люди превращаются для нас в самых далеких? Почему внутренний холод становится нормой? И почему мы ничего не хотим менять, даже если чувствуем, что жить по-старому уже невозможно? Вместе с нами искать ответы будет и главная героиня, которой придется устроить ревизию всей своей жизни — и перестать бежать без оглядки от своего прошлого.
В оформлении материала использованы кадры из фильмов