Папа Йоды и Тони Старка. 6 историй о Джоне Фавро
У Джона Фавро странная судьба. Многие, например, удивляются, выяснив, что миллионер-плейбой-филантроп из «Друзей» и режиссер «Железного человека» — одно лицо. 19 октября он отмечает день рождения, а Time Out рассказывает, как мальчик из Квинса, который в глаза не видел сцены, превратился в одного из самых важных людей в Голливуде.
Фавро стал актером, потому что был единственным ребенком
Джонатан родился в семье учителей. Ему было 12 лет, когда мама умерла от лейкемии. Чарльз Фавро старался как мог: отдал сына в элитную научную школу, проводил с ним много времени, а когда отец был на работе, за Джонатаном ухаживала бабушка. Юный Фавро привык быть в центре всеобщего внимания и поддержки.
Именно поэтому в 20 лет он послушался тихого внутреннего голоса, который предложил ему бросить колледж и работу в банке на Уолл-стрит, купить подержанный «Харлей» и отправиться в путешествие по Америке.
Добравшись до Чикаго, Джон услышал другие голоса — голоса комиков Криса Фарли и Майка Майерса. Он попал на их выступление в городской театральной труппе и понял, что хочет попробовать себя в импровизации. При этом Джон понятия не имел, как это делается. В отличие от многих коллег, он не играл в театре даже в школе. Зато Фавро точно знал, что эта работа даст ему возможность вновь почувствовать себя кем-то особенным, тем, на кого устремлены все взгляды.
«Тусовщики» были автобиографичным фильмом
Несколько лет Фавро прожил в Чикаго, потом перебрался в Лос-Анджелес, где было проще добиться успехов на актерском поприще. Вернее, было бы проще, если бы Джон обладал хоть какими-то знакомствами и имел больше опыта. Когда ему доставались третьестепенные роли, это уже было счастьем.
Джон подрабатывал билетером в кинотеатрах, курьером и ждал своего часа. В конце концов ему досталась работа в спортивном байопике «Руди». Главную роль там играл Шон Эстин, которого все мы помним как Сэма Гэмджи из «Властелина колец», а одну из второстепенных — Винс Вон.
Этот парень стал другом Фавро на всю жизнь. Дела с карьерой у Винса обстояли чуть получше, но тоже не очень, так что они проводили много времени на дискотеках, пытаясь с кем-нибудь познакомиться. Джон при этом пережил много неприятных моментов. Как он вспоминал позже, в Голливуде свидания — почти как профессия, все очень красивы и берегут свое время. Фавро мало что мог предложить — у него не было даже модельной внешности, а Винс учил его ухаживать за девушками. Воспоминания об этих неделях, наполненных коктейлями и новыми встречами, в конце концов вылились в сценарий для фильма.
Джон написал его по книжке для начинающих авторов, которую ему подарил отец. А когда «Тусовщики» заработали 5 млн долларов при бюджете в 200 тысяч и получили отличные отзывы прессы, на церемонию вручения премии MTV Джон Фавро шел не один — с ним была его бабушка Джоан.
Путь от Уолл-стрит до красной дорожки занял пять лет. Еще через пять (какая-то волшебная цифра в жизни Фавро) Джон снимет свой первый фильм в качестве режиссера.
Без Фавро не было бы киновселенной Marvel
Теперь сложно даже поверить в две вещи. Первая — что Marvel была независимой студией. Второе — что, приглашая уже состоявшегося режиссера Джона Фавро на работу над «Железным человеком» и принимая его концепцию Тони Старка как взрослого человека, Marvel рисковала всем.
Кинокомиксы в нулевые, мягко говоря, не владели умами серьезных зрителей. Да, «Человек-паук» Сэма Рейми добился успеха, но это было кино для подростков. «Город грехов» и «300 спартанцев» были штучным товаром. «Бэтмен. Начало» поразил всех новой концепцией «серьезного комикса», но Marvel не мог быть похожим на DC. Фавро предстояло найти собственный путь, что он и сделал — с блеском, ошарашив зрителей и критиков эмоциональностью истории, фантастическими спецэффектами, отличным чувством юмора и игрой Роберта Дауни-младшего. У этого актера была чудовищная репутация, но Фавро настоял, чтобы взяли именно Дауни, а не любую из звезд, которых хотела студия. Том Круз — вы можете в это поверить сегодня?
Фавро постоянно правил сценарий, от которого отказались 30 человек: никто не хотел связываться с проектом, где в центре был почти никому не известный герой из комиксов.
Фавро пошел даже против фанатов, которые знали о Железном Человеке все — в том числе то, что его основным врагом был Мандарин. Джон настоял, чтобы в первом фильме Тони Старк противостоял Обадайе Стейну. Для понимания масштаба катастрофы: это примерно то же самое, что убрать Саурона из «Властелина колец». Однако Фавро, снимая кинокомикс, хотел реалистичности, чтобы зрители чувствовали себя живущими с Тони Старком в одно время и даже в одном городе. Он этого добился: по сей день «Железный человек» считается одним из лучших фильмов не только в киновселенной Marvel, но и во всей истории голливудского кинематографа.
При этом многое для Фавро оказалось в новинку. Он никогда не снимал боевики и был изумлен, в каком жестком графике приходится работать, когда речь идет о каскадерских съемках или взрывах.
Зато актерам Фавро давал максимальную свободу, и они часто придумывали диалоги на ходу. Джефф Бриджес потом, посмеиваясь, описывал этот процесс как «студенческое кино за 200 млн долларов» и рассказывал, что руководство студии жило в хроническом ужасе, поскольку на площадке творилось черт знает что, причем очень далекое от того, что было написано в сценарии. Там, например, не было сцены, в которой Тони на пресс-конференции садится на пол — Фавро придумал это, стоя за камерой, Дауни подхватил, остальные послушались.
«Повар на колесах» снова открыл в нем талант сценариста — и повара
Как и в случае с «Тусовщиками», «Повар на колесах» был основан на личных впечатлениях и внутреннем состоянии Фавро. Во многом это кино не про кулинарное искусство, которое Фавро освоил только ради фильма. Однако подход его героя к работе точно биографичен: если людям не нравится твоя еда, ты не можешь просто орать на них, потому что в конечном итоге именно клиенты придают смысл твоей профессии. После «Железного человека» режиссер не раз испытывал тяжесть провала — самым ужасным были «Ковбои против пришельцев», в которых он вложил всю душу, насмотренность и любовь к классическим вестернам. Неудивительно, что Джону хотелось бросить высокобюджетный голливудский «ресторан» и уйти в независимое кино.
«Впервые со времен “Тусовщиков”, то есть первый раз за 20 лет, я сидел и писал сценарий без остановки целыми днями. Мне приятно знать, что я все еще это могу, потому что я забыл, как оно бывает — сниматься и снимать фильм, в котором только я решаю абсолютно все. Я мог выяснить, что потерял свой голос, что гожусь теперь только для студийного кино, но этого не случилось», — рассказывал Фавро.
«Повар на колесах» не только вернул Джону радость от работы — он открыл для себя профессию повара, которая, как оказалось, требовала невероятных сил. Рой Чой, шеф-повар и владелец ресторана Kogi food truck в Лос-Анджелесе, пришел к нему на площадку в качестве консультанта, а в итоге остался в качестве сопродюсера. Именно он сказал Фавро, что без настоящего умения готовить кино не получится — и послушный режиссер, он же исполнитель главной роли, отправился в кулинарную школу, а потом и в команду ресторана.
Ему так понравилось, что через два года после выхода «Повара на колесах» Фавро и Чой запустили шоу на Netflix, в котором вместе помогают готовить известным американским поварам.
Феномен Малыша Йоды — дело рук Фавро и Дональда Гловера
Фавро было 11 лет, когда вышли «Звездные войны». Разумеется, они произвели на будущего режиссера неизгладимое впечатление. Оказавшись внутри Disney, владеющей правами на далекую-далекую галактику, Джон много думал, какими могли бы быть новые приключения в этом мире. Чаще всего его мысли возвращались к Йоде, которого все мы знаем глубоким стариком. Однако ведь не родился же он таким, не правда ли? И что будет, если столкнуть кого-то из жителей галактики с Йодой-подростком, а еще лучше — Йодой-ребенком?
Фавро разрабатывал эту идею во время съемок «Короля-льва», собрав вокруг себя надежную команду. Художник Дейв Филони набросал для него концепт Малыша Йоды на салфетках, и Джону понравилось. В милой крохе угадывался будущий великий лидер, которого все поклонники франшизы знали и помнили — и это производило сокрушительный эффект.
Однако еще больший эффект на Disney произвела идея Фавро держать новый образ в тайне до выхода сериала «Мандалорец», никак не используя малыша в рекламе. Ни игрушек с изображениями, ни ланч-боксов — компания явно должна была понести убытки! Джон настаивал на своем. Эту идею ему подал Дональд Гловер, который озвучивал Симбу в «Короле-льве»:
«Людям нравится удивляться. Сейчас вокруг так много рекламы и нет ничего неожиданного — но когда случается что-то, чего никто не ждет, то эффект превосходит все маркетинговые ожидания».
К выходу второй серии «Мандалорца», продюсированием которого занимался Фавро, Малыш Йода превратился в абсолютный мем и поп-икону. И хотя в этот время США готовились к выборам, маленький герой превосходил по упоминаниям всех кандидатов в президенты.
Он считает, что своим успехом обязан честности
Иногда кажется, что Джон Фавро — идеальный современный режиссер: его фильмы для крупных студий лишены собственного почерка. При этом «Книга джунглей» или «Король Лев» получили хорошие критические отзывы и отличные сборы — то есть Фавро точно знает, что нужно зрителю. В своих интервью Джон говорит, что любит свою работу, потому что она оптимистична, ведь все хотят, чтобы у истории был счастливый конец. Фавро верит, что и жизнь заканчивается счастливо. А секрет успеха он видит в том, чтобы слушать тот самый тихий голос внутри и никем не прикидываться.
«Сейчас я отец трех детей, который любит поесть. Для меня сейчас все зависит от страсти, вдохновения и семьи — это сильно отличается от того, с чем вы боролись, когда были моложе и пытались понять, сколько дней ждать, прежде чем позвонить девушке, с которой познакомились в Дрездене. Чем больше вы живете, тем больше людей смотрит на вас, и тем выше конкуренция, и надо делать что-то действительно особенное, чтобы выдержать ее. А для этого нужно быть честным».