Прирожденная актриса, отдавшая сцене 64 года. 6 историй о Светлане Немоляевой
Немоляевы — это целая кинодинастия
Появилась она благодаря счастливому случаю. Отец Светланы, Владимир Немоляев, происходил из старообрядческой семьи с весьма строгими нравами. Закончив Ломоносовский техникум, он работал бухгалтером в ГУМе. Однажды туда пришли очень важные покупатели, и Владимиру велели сопровождать их во время покупок. Чтобы отблагодарить юношу за услуги, ему дали контрамарку на десять спектаклей в любые театры Москвы по выбору. На контрамарке стояла подпись: Всеволод Мейерхольд. Так Владимир Немоляев впервые попал в театр и влюбился в него до неистовства. Он пересмотрел весь репертуар столицы, бросил ГУМ и поступил в только открывшийся тогда ВГИК на актерско-режиссерское отделение.
Позже, уже работая на «Мосфильме», он познакомился с девушкой-звукооператором Валентиной Ладыгиной. Молодые люди поженились, у них родилось две детей: Светлана и Николай. Сын позже стал известным оператором-постановщиком — это он работал над «Покровскими воротами» и «Обыкновенным чудом». Дочь Николая Анастасия — та самая профессорская дочка Катя из «Курьера» и Лялька из «Интердевочки». А Светлана Немоляева сейчас играет на одной сцене со своей внучкой Полиной.
Первая роль Немоляевой до смерти перепугала родителей
Послевоенный ребенок, Света Немоляева не знала, что такое отсутствие внимания родителей. Их с братом не баловали, но любили и заботились, старались развивать те таланты и склонности, которые были у детей. Свете, например, всегда покупали лучшие карандаши фабрики Сакко и Ванцетти: девочка рисовала с утра до ночи, и это увлечение осталось с ней навсегда. Отец Светы очень хотел, чтобы дочь стала художницей, но она всегда думала только об актерстве и однажды до смерти напугала всю семью.
Как-то раз Света подслушала рассказ бабушки о ядовитой каустической соде. Она пришла в школу, дождалась начала урока и улеглась около дверей в коридоре. Так и пролежала 45 минут до звонка, а когда ее нашли, то умирающим голосом сообщила, что выпила раствор каустика. Был большой скандал, в девочку влили два литра воды, чтобы прочистить желудок — в общем, представление удалось.
На сцене и в кадре ей приходилось снимать очки
Света не очень хорошо училась в школе: как многие дети, она предпочитала делать только то, что ей было интересно, поэтому по большинству предметов у нее были тройки и двойки. Зато, когда она поступила в Щепкинское училище на курс Леонида Андреевича Волкова, который прямо-таки настаивал, чтобы девушка пришла учиться именно к нему, Света стала заниматься буквально день и ночь. В их доме был определенный распорядок дня, родители считали, что спать надо ложиться вовремя. Поэтому Света часто читала под одеялом с фонариком, а бабушка, с которой она жила в одной комнате, покрывала внучку.
«Папа неожиданно открывал дверь к нам, а там такая картина: бабушка курит “Беломор”, а я читаю с фонариком. Здорово нам обеим влетало!» — вспоминала актриса.
В результате зрение Света себе посадила. В театре ей это не мешало, потому что она знала сцену и могла передвигаться там даже с закрытыми глазами. А вот в кино приходилось тяжело. Плохое зрение стоило актрисе роли Нади в «Иронии судьбы». Эльдар Рязанов провел с ней восемь проб, и все восемь получились ужасными в том числе потому, что Немоляева очень некомфортно чувствовала себя без очков.
Зато сейчас у нее стопроцентное зрение: когда после 70 лет зрение актрисы катастрофически ухудшилось, сын Александр настоял, чтобы она все-таки сделала операцию.
Немоляева 64 года служит на сцене одного театра
Закончив «Щепку», Светлана Немоляева не могла найти работу, но потом ее приняли в труппу Московского академического театра имени Владимира Маяковского. В то время это был невероятно популярный театр, один из ведущих в стране. Им руководил Николай Охлопков, который дал Светлане роль Офелии, что было большой удачей для молодой актрисы.
Однако по-настоящему ее открыл другой художественный руководитель, Андрей Гончаров. При нем она сыграла Бланш Дюбуа в «Трамвае “Желание”», Мэй в «Кошке на раскаленной крыше», Елизавету Тюдор в «Да здравствует королева, виват!» и Сару Бернар в «Смехе лангусты». В театре Маяковского Немоляева прослужила всю жизнь — и часто вспоминает по этому поводу слова своего супруга, актера Александра Лазарева:
«Не скучно ли всю жизнь в одном театре? Так я никогда в одном театре и не играл, я играл в театре Охлопкова, Гончарова, Арцибашева… Это все разные театры».
Сейчас Немоляева играет в театре Миндаугаса Карбаускиса — и очень этому рада:
«Актеры за всю жизнь обрастают штампами, у нас много всего, к чему мы привыкли и пользуемся, совершенно забыв, что зрители тоже все это знают и видят. Но борьба с самим с собой не всем нам свойственна, вот Миндаугас и начал со мной “бороться” — счищал “наросты”. Я не стала ему противостоять и смею надеяться, что лишь выиграла от этого, раз в итоге моя работа отмечена профессиональными наградами и любовью зрителей».
Кстати, неудивительно, что Немоляевой так нравилась эта «борьба с собой», — она импульсивна и любит похулиганить. Когда ставили «Как важно быть серьезным», ей до смерти надоело стоять за кулисами и ждать своего выхода на репетиции. Рядом стоял трехколесный велосипед. Немоляева села на него и выехала на сцену со своей репликой. Режиссер Антон Шульев был в восторге — и сцена осталась в спектакле.
Залогом долгого брака Немоляевой с Александром Лазаревым стало одинаковое чувство юмора
Светлана и Александр познакомились в Театре имени Маяковского — они пришли туда в один год, в 1959-м, а на следующий сыграли свадьбу. Это была одна из самых красивых и, что намного важнее, крепких пар советского кино и театра — Немоляева и Лазарев прожили вместе 51 год, до самой его смерти. Их коллега Игорь Костолевский однажды сказал:
«Если хотите спросить меня про Сашу со Светой, то лучше пойдите, посмотрите на их репетицию — это отдельный спектакль».
Они во многом были противоположны друг другу и тем друг друга дополняли: он спокойный, склонный все держать в себе в напряженные моменты, со скупой жестикуляцией, она эмоциональная, проживающая каждый момент как последний. Как говорит Светлана Немоляева, их всегда объединяло чувство юмора и ироничное отношение друг к другу. Это помогало всегда: в ссорах, в примирении, в том, чтобы создать один мир на двоих.
«Вот мы сидим вместе перед спектаклем и ждем своего последнего выхода в “Ревизоре”. Саша крутит свой хохолок и вдруг говорит: “Светка, как думаешь, чего мне сейчас больше всего хочется?”. Я говорю: “Я знаю. Чтобы мы уже с тобой разгримировались, переоделись, сидели дома, выпили стопочку, поужинали и поговорили”. Такое общение друг с другом на уровне понимания и иронии совершенно бесценно», — рассказывала актриса в одном из интервью.
Вместе Лазарев и Немоляева вырастили сына Шуру, Александра Лазарева-младшего, про которого очень быстро поняли — он тоже будет актером. При этом отец надеялся, что сын все-таки выберет что-то другое. Светлана же не сомневалась ни минуты.
Точно так же она не сомневается и в таланте своей внучки Полины, с которой играет вместе в трех спектаклях Театра имени Маяковского. У них очень близкие отношения, но в том, что касается профессии, Светлана Немоляева строга. Она считает, что главная примета хорошего актера — готовность постоянно учиться, постоянно идти вперед. И этого у ее внучки с избытком.
Она до сих пор учится играть в кино
Каждый раз, когда Светлана Немоляева приходит на съемочную площадку, она просит режиссера и партнеров говорить ей, что и как делать правильно. И это несмотря на то, что впервые она сыграла в кино аж в 1944 году в фильме «Близнецы». Отец несколько раз снимал ее в своих картинах, после театрального института была роль Ольги Лариной в картине «Евгений Онегин», эпизод в «Коротких встречах» с Владимиром Высоцким и несколько телефильмов.
Дальше произошли те самые неудачные пробы в «Служебном романе», которые подорвали уверенность Немоляевой в том, что она вообще когда-нибудь сможет получить роль в кино.
Когда Рязанов снова позвонил ей и предложил роль, Светлана была уверена, что ничего не получится. Она даже хотела отказаться, потому что даже мысль о повторении мучительного опыта была невыносима — но режиссер сказал, что ни единой пробы не будет. Это было совершенно немыслимо по тем временам: на худсовет надо было представить несколько кандидатов, но Рязанов действительно пробил всех актеров на свой новый фильм без проб.
Снимать «Служебный роман» начинали с конца, то есть первой же сценой Немоляевой был разговор ее героини с Самохваловым. Рязанов посмотрел несколько минут, потом подошел к Немоляевой и тихо сказал ей:
«Свет, забудь о театре, тебе не надо думать о галерке, чтобы тебя там услышали и увидели».
Одной фразой он объяснил разницу между работой в театре и работой в кино. Фильм принес Немоляевой всесоюзную славу, а работа с Рязановым открыла ее не только как драматическую, но и как комедийную актрису. Рязанов называл ее «Чаплин в юбке».
Немоляева до сих пор активно снимается в кино, ее последняя на сегодняшний день роль была в картине «Синдром жизни», который выходит на KION. Это история семьи, в которой никто не понимает и не слышит друг друга, а героине Немоляевой предстоит возобновить связи между близкими людьми.