Спокойной ночи, малыши. 6 необычных мультфильмов для взрослых | Кино | Time Out

Спокойной ночи, малыши. 6 необычных мультфильмов для взрослых

Дмитрий Евстратов   17 октября 2021
5 мин
Спокойной ночи, малыши. 6 необычных мультфильмов для взрослых
Кадр из мультфильм «Ограбление по Фрейду»

14 октября в российский прокат вышел «Криптополис» — вручную нарисованный мультфильм-галлюцинация о нелегкой доле меньшинств в современном мире. Многие ошибочно считают, что анимация создается для детей, однако история кино знает немало подобных работ, которые поднимают сугубо взрослые темы. Time Out вспоминает шесть необычных разножанровых мультфильмов для взрослых с запоминающимся визуалом.


«Вальс с Баширом» (2008, реж. Ари Фольман)

Основанный на реальных событиях, мультфильм рассказывает историю израильского ветерана Ливанской войны 1982 года. Он потерял память и пытается восстановить хронологию трагических событий в лагерях для беженцев Сабра и Шатила. Чтобы разобраться в своем прошлом, мужчина обращается за помощью к психологу, общается с бывшими сослуживцами и репортерами.

Режиссер Али Фольман стирает границу между игровым и документальным кино, экранизируя свои и чужие кошмары и фобии. Постепенно, с каждой новой встречей, герой вырисовывает полную картину произошедшего в начале 1980-х, ужаса, подавленного в коллективной памяти.

Созданный в 2008 году «Вальс с Баширом» — первый в истории мирового кино мультфильм, номинированный на «Оскар» и завоевавший «Золотой глобус» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».


«Бугай» (2009, реж. Густаво Кова)

Бугай — бывший вояка, который не может отойти от дел. Он был во Вьетнаме, убивал повстанцев в Африке, орудовал в Латинской Америке, посетил Афганистан и Ирак. В общем, не вылезал из зоны боевых действий последние несколько десятков лет, представляя интересы демократии, а теперь представляет только свои, убивая людей за деньги.

Однако возраст все-таки берет свое, и Бугай соглашается на последнее дело. Только вот незадача — заказчик его обманывает. Недовольный киллер вновь встает на кровавый путь мести за ложь, которую в криминальном мире не терпят.

«Бугай» — экранизация аргентинского комикса, выходившего с 1972 года. Первый полнометражный мультфильм аргентинца Густаво Кова кажется анимационным аналогом «Города грехов»: много крови, интересный визуальный стиль, брутальный главный герой и, конечно, роковая красотка. Несмотря на не всегда оправданную жестокость, картине удается посмеяться над жанровыми клише, грязной уличной Америкой и ярко рассказать историю типичного героя боевиков конца XX века.


«Магазинчик самоубийств» (2012, реж. Патрис Леконт)

Для героев франко-бельгийского «Магазинчика самоубийств» жизнь — одно сплошное разочарование, унылые жители серого города один за другим прощаются с жизнью. При этом самое яркое и светлое место в городе — небольшая лавка, в которой продаются все, что необходимо для этого акта: петли, револьверы, яды и так далее. Владеет магазинчиком такая же серая и неулыбчивая семейка. Однако однажды в ней рождается малыш Алан — жизнелюбивый и веселый мальчик, которому суждено окрасить жизнь горожан и своих домочадцев в яркие цвета.

С помощью чрезвычайно едкого черного юмора в духе «Семейки Аддамс» мультипликационной ленте Патриса Леконта удается подчеркнуть заезженную аксиому: если жизнь пуста и сера — это плохо. Так что если вдруг у вас есть возможность и желание что-то поменять вокруг, начните с себя.


«Ограбление по Фрейду» (2018, реж. Милорад Крстич)

Рубен Брандт — признанный психоаналитик, которому удается эффективно лечить даже самых отъявленных преступников с помощью экспериментов над сознанием. В то же время это негативно сказывается на нем самом: во снах его преследуют герои известных картин, выставленных в лучших музеях планеты. Чтобы помочь доктору вылечить свой недуг, преступники-пациенты объединяются и идут на дерзкий шаг — воруют бесценные шедевры, постоянно находясь на шаг впереди мафии, гангстеров, полиции и профессионального частного детектива.

Смешению жанров в «Ограблении по Фрейду» может позавидовать любое современное кино. В сюжетном плане это криминальная приключенческая комедия, в анимационном — причудливая смесь авангардизма и абстракционизма. Оттого следить за происходящим приходится не как киноману, а как счастливому музейному созерцателю — уж слишком много здесь деталей, которые совсем не хочется упускать из виду.


«Идиоты и ангелы» (2008, Билл Плимптон)

Главный герой мультфильма легендарного мультипликатора Билла Плимптона — эгоистичный человек, негодяй, прожигающий собственную жизнь, который однажды утром обнаруживает себя ангелом. Выросшие за спиной крылья мешают ему, он пытается их спрятать, обрезать, всячески от них избавиться. Однако раз за разом они вырастают, а вместе с ними — и желание превращаться из мерзкого подонка в доброго и понимающего человека.

«Идиоты и ангелы» — полностью рисованный карандашом мультфильм без диалогов, в котором за все говорит визуал. Недаром за океаном Плипмтон считается американским Норштейном — его работы, в том числе и эта, обладают особой кинематографической магией, созданной благодаря удивительному сочетанию проникновенной музыки и гротеска. Магия эта не только эстетически завораживает, но и в одночасье лишает ощущения безысходности.


«Полный расколбас» (2016, реж. Грег Тирнан, Конрад Вернон)

Герои снятого по сценарию Сета Рогена «Полного расколбаса» — оживленные продукты питания, проживающие на полках супермаркета. Они уверены, что покупатели — это боги, забирающие еду в лучший мир. Мировоззрение некоторых из них меняется, когда они узнают, что люди оказываются обычными убийцами, жадно поедающими их собратьев.

Эта американская анимационная комедия — один из самых неоднозначных, вызывающих и бескомпромиссных проектов 2010-х. Нескончаемый поток нецензурной брани (в общей сложности более 200 обсценных слов) и высмеивание религии и веры в загробную жизнь совсем не вяжутся с нашими представлениями о еде.

Оттого весь этот неприличный атеистический стеб, к градусу которого даже невозможно никак подготовиться, поражает воображение. Сценаристу Рогену удается играть на контрастах и помещать в каждую сцену мультфильма сакральный смысл.