Египетская царица, святая блудница и девушка Бонда: 6 лучших ролей Моники Беллуччи | Кино | Time Out

Египетская царица, святая блудница и девушка Бонда: 6 лучших ролей Моники Беллуччи

Альбина Ахатова   30 сентября 2022
6 мин
Египетская царица, святая блудница и девушка Бонда: 6 лучших ролей Моники Беллуччи
Фото: legion-media.ru

30 сентября исполняется 58 лет Монике Беллуччи, известной своими яркими ролями в скандальных фильмах. Актриса не боится примерять на себя сложные образы и полностью перевоплощаться, что позволило ей покорить не только итальянское и французское кино, но и весь мир. Time Out вспоминает шесть ролей Моники, которые потрясли зрителей.


«Доберман», 1997

Фото: кадр из фильма «Доберман»

Кинокритик Питер Брэдшоу предположил, что именно дуэт Беллуччи-Касселя в «Добермане» настолько поразил Гаспара Ноэ, что он решил снять их вместе в «Необратимости». Так или иначе, именно «Доберман» проложил для Моники дорогу к съемкам в неоднозначных и тяжелых картинах, ставших ее фишкой.

Криминальная драма с элементами черного юмора рассказывает о банде банковских грабителей, возглавляемых главным героем в исполнении Касселя. В шайке, помимо мужчин-головорезов, есть и Натали, глухая цыганка и девушка Добермана. Натали — воплощение женственности и сексуальности в маскулинном коллективе, что, впрочем, не мешает ей быть не менее жестокой и дерзкой.

«Доберман» стал второй совместной работой Моники с Венсаном Касселем. К тому моменту они успели стать парой не только на экране, но и в жизни. Годом ранее актеры познакомились на съемочной площадке французской ленты «Квартира».


«Малена», 2000

Фото: кадр из фильма «Малена»

Благодаря этой роли Моника наконец-то получила всемирное признание как актриса, а мы — культовый кадр, где десятки мужских рук протягивают зажигалки рыжеволосой девушке с сигаретой.

Малена — дочь учителя словесности в маленьком сицилийском городке, которую вожделеют мужчины всех возрастов и ненавидят женщины. Она ждет мужа с войны, ищет работу, однако получение «похоронки» и приписываемый ей развратный образ жизни кардинально меняют героиню. Жизнь Малены показана глазами влюбленного в нее подростка Ренато, чувства и фантазии которого отнюдь не платонические.

Монику не смутила откровенность фильма: обсуждая подобные сцены, она заявила, что будет «играть проституток, пока возраст позволяет». К тому же серьезное отношение Беллуччи к работе над персонажем неоспоримо: для роли она выучила незнакомый ей сицилийский акцент. Монике важно было передавать образ не столько с помощью реплик, сколько языком тела, который и производит на местных жителей неизгладимое впечатление, несмотря на то, что Малена носит закрытые платья, собирает волосы и использует минимум косметики.


«Необратимость», 2002

Фото: кадр из фильма «Необратимость»

Первые зрители не досматривали фильм до конца и уходили из зала в знак протеста, если прежде не падали в обморок, но те, кто досидел до конца, были вознаграждены и сами наградили фильм аплодисментами. Картина ужасает не только сценами жестокого убийства и девятиминутного изнасилования, но и режиссерскими решениями и уловками — начиная от отсутствия монтажных склеек и заканчивая низкочастотным звуком в начале. Хоть публику теперь уже не удивить экранным насилием и постельными сценами благодаря свободному творчеству стриминговых сервисов, «Необратимость» по-прежнему поражает людей. К тому же не так давно вышла ее перемонтированная версия.

Беллуччи считает, что знаменитая сцена изнасилования оказалась такой жестокой и тяжелой лишь потому, что снята натуралистично и длится девять минут, в то время как большинство подобных моментов в кино показывается быстро и смазанно. Моника согласилась на такую продолжительную жестокую сцену, потому что доверяла режиссеру Гаспару Ноэ, причем настолько, что отказалась от дублерши. Пожалуй, в этом и кроется секрет Моники и ее готовности сниматься в непростых фильмах: она уверена в своих режиссерах.


«Астерикс и Обеликс: Миссия “Клеопатра”», 2002

Фото: кадр из фильма «Астерикс и Обеликс: Миссия “Клеопатра”»

Неожиданный фильм в этой подборке, но его нельзя обойти стороной: многие из нас познакомились с творчеством Моники Беллуччи еще в детстве, когда смотрели по телевизору фильмы про Астерикса и Обеликса. Актриса сыграла величественную египетскую царицу Клеопатру, пообещавшую Юлию Цезарю построить прекрасный дворец за три месяца и доказать величие ее народа.

Кинематографический образ Клеопатры растиражировали в десятках фильмов: референсов для работы над ролью было более чем достаточно, но в качестве ориентира выбрали Элизабет Тейлор из фильма 1963 года. Клеопатра в исполнении Беллуччи запоминается как грозная и справедливая царица, которая не только появляется в роскошных и модных нарядах и позирует художникам, но и сдерживает обещания, делает щедрые подарки и защищает подданных.

Кстати, Моника спела дуэтом с Умберто Тоцци кавер на его песню Ti Amo, которая звучит в титрах. Так мир узнал Беллуччи не только как модель и актрису, но и как певицу.


«Страсти Христовы», 2004

Фото: кадр из фильма «Страсти Христовы»

Фильм Мела Гибсона о последних часах жизни Иисуса Христа только подкрепляет стереотипы о карьере Моники Беллуччи. Актриса снова снялась в скандальном фильме — до премьеры «Страсти Христовы» спровоцировали горячую общественную дискуссию, и снова в роли «грешницы» — согласно католической традиции, исполняемая Моникой Мария Магдалина была блудницей до того, как повстречала Христа и последовала его учению.

Но самым главным оказалось не это, а то, что Моника создала такую настоящую и живую героиню, что задала очень высокую планку последующим исполнительницам этой роли. Несмотря на небольшое количество реплик героини, произнесенных даже не на английском или итальянском языках, уже сложно представить кого-то еще в качестве Марии Магдалины. Руни Мара, например, не удалось превзойти образ, созданный Беллуччи.


«007: Спектр», 2015

Фото: кадр из фильма «007: Спектр»

Классический типаж «девушки Бонда» — не только возлюбленной, но и любого другого женского персонажа франшизы — стройная, подтянутая, голубоглазая, светловолосая юная девушка. Достаточно взглянуть на ту же Леа Сейду, последнюю «девушку Бонда».

Моника Беллуччи кардинально изменила эту традицию: кроме того, что ее южная внешность резко отличается от привычного североевропейского шаблона, она также стала самой возрастной исполнительницей роли «девушки Бонда». Причем сама Моника считает, что о ее героине, вдове итальянского мафиози Люсии Скиарре, лучше всего говорить как о «женщине Бонда» или «леди Бонд».

Выбрав Монику на эту роль, режиссер Сэм Мендес разрушил эйджистские стереотипы о женщинах, показав, что они прекрасны в любом возрасте, и Моника Беллуччи как вечный секс-символ только подтверждает этот факт. Сама же Моника в очередной раз доказала, что она разноплановая сильная актриса, которая снимается и в неоднозначных сенсационных фильмах, и в крупнобюджетных блокбастерах.