Бунтарки, императрицы, рестлерши: 6 сериалов о женщинах, которые ломают стереотипы
В последние годы на больших и малых экранах все ощутимее присутствие самодостаточных героинь, способных как рассмешить, так и вдохновить зрителей. Женские персонажи перестали быть второстепенными, что серьезно влияет на баланс сил в обществе и кинодраматургию. Time Out вспомнил 6 сериалов, где героини отстаивают свои права и ломают гендерные стереотипы.
«Образцовые бунтарки» (2015-2016)
Действие сериала разворачивается в 1969 году. Три женщины, работающие в редакции нью-йоркского еженедельника «Новости недели», постоянно сталкиваются с дискриминацией. Их зарплата в два, а то и в три раза меньше, чем у коллег-мужчин, они не занимают руководящие посты, им не дают писать и принимать собственные решения. Когда Патти, Джейн и Синди надоедает такое положение вещей, они решают сломать закостеневшие устои и начинают бороться за свои права.
Шоу основано на книге журналистки Линн Пович. В ней женщина рассказывает, как она и еще 46 других сотрудниц американского журнала Newsweek подали на издание в суд, утверждая, что систематически подвергались дискриминации по половому признаку. Сериал Даны Калво прямо говорит о том, что никто, вне зависимости от гендера, не должен терпеть несправедливость по отношению к себе. Шоураннер включает в повествование и другие вопросы — например, заявляет, что интимная близость должна приносить удовольствие, а не быть исключительно исполнением «супружеского долга» и что любая работа, в конце концов, должна быть вознаграждена.
Некоторые сериалы словно созданы для того, чтобы смотреть их на большом экране. Это можно легко реализовать в киноклубе «Москва».
Кино, вино и трюфельный попкорн: почему «Москва» — это главная киноплощадка столицы
«Блеск» (2017-2019)
Gorgeous Ladies of Wrestling, известный также как GLOW — первое на телевидении реслинг-шоу с участием женщин, которое выходило с 1986 по 1990 годы. Его продюсер Дэвид Маклейн, будучи сотрудником Всемирной ассоциации борьбы (WWE), однажды заметил, что поединок между женщинами многих интересует не меньше, чем между мужчинами, хотя первых обычно не воспринимали всерьез.
В 2017 году Netflix представил свой проект «Блеск». Его авторами стали Лиз Флахайв и Карли Менш, вдохновленные документальным фильмом о вышеупомянутом шоу. В центре повествования — начинающая актриса Рут Уайлдер, которой не везет с кастингами. Однажды девушку приглашают на прослушивание в новый телевизионный проект с женским реслингом.
Флахайв и Менш не столько пытаются досконально следовать историческим фактам, сколько показать — чем бы их герои не занимались, им под силу практически все.
«Удивительная Миссис Мейзел» (2017 — настоящее время)
Нью-Йорк, верхний Ист-Сайд, 1958 год. Казалось бы, жизнь еврейской домохозяйки Мириам Мейзел удалась, но не тут-то было — все резко меняется, когда ее муж признается в измене, собирает вещи и уходит. Растерянная и злая, героиня выпивает бутылку вина и в пальто, накинутом на ночную сорочку, добирается до клуба «Газовый свет», где выступают стендап-комики. Там она выходит на сцену и превращает все супружеские проблемы в импровизированное уморительное выступление. И так у Мириам начинается новая жизнь.
«Удивительная миссис Мейзел», в первую очередь, говорит про любовь к себе. Изначально героине кажется, что ее будущее известно и расписано по минутам, но чем дальше продвигается повествование, тем больше она осознает, какой хочет быть и чем желает заниматься. Степенными шагами героиня неожиданно для всех начинает свой путь в профессии, где доминируют мужчины, и доказывает, что шутить у нее получается ничуть не хуже.
«Дрянь» (2016-2019)
Жизнь «дряни», как героиню называют в семье, — сплошной беспорядок. Мать умерла, поэтому девушка вынуждена мириться с придурковатой мачехой, на которой отец женился слишком поспешно. Она пытается взаимодействовать с вредной старшей сестрой — та никак не примет факт, что ее брак трещит по швам. «Дрянь» донимает бывший и никак не решится либо уйти с концами, либо остаться. А еще она кое-как управляет кафе, которое принадлежало ее умершей подруге, и предлагает сэндвичи по случайным ценам: «Это обойдется в 25 фунтов стерлингов — такие уж сегодня лондонские цены».
Поговорить героине не с кем — разве что со зрителем, к которому она в итоге и обращается, ломая «четвертую стену». «Жадная, эгоистичная, циничная, развратная» — так она описывает сама себя. Героиню можно было бы осудить за многое, но делать это совсем не хочется. В конце концов, язвительная снаружи, внутри она жаждет простого человеческого тепла и любви.
Комедийно-драматический сериал Фиби Уоллер-Бридж принес ей два «Золотых глобуса» в категориях «Лучший комедийный сериал» и «Лучшая комедийная женская роль», а также две статуэтки «Эмми» в этих же номинациях.
«Миссис Флетчер» (2019)
Ив Флетчер уже 45. У нее есть любимая работа, сын и бывший муж, надоедающий даже спустя десять лет после развода. Чего у героини нет, так это понимания собственных ожиданий от жизни. Когда сын уезжает в колледж и оставляет ее одну, миссис Флетчер придумывает альтер-эго, начинает изучать свою сексуальность — и таким образом искать себя.
Снятый по одноименной книге американского писателя Тома Перротты, сериал выводит из тени интимную жизнь взрослых современных женщин, учит принимать себя и свое тело, не бояться откровенно говорить о собственных желаниях и утверждает — начать жить в свое удовольствие и не зависеть от чужих мнений и взглядов никогда не поздно.
«Великая» (2020 — настоящее время)
Сатирическое шоу «Великая» от сценариста «Фаворитки» Тони МакНамара предлагает свежий взгляд на становление российской императрицы Екатерины II. Она оказывается в чужой стране, где никто не воспринимает ее всерьез, однако побеждает несмотря ни на что. Сериал не претендует на историческую достоверность, и все же в нем затрагиваются важные проблемы того времени, которые сохранили свою актуальность до сего дня.
«Великая» была положительно встречена критиками. Помимо этого, в ее копилке уже есть номинации на премии «Эмми» и «Золотой глобус» и награда «Премии Гильдии писателей Америки».