Психические расстройства и хтонические существа: 6 жутких мультфильмов времен перестройки | Кино | Time Out

Психические расстройства и хтонические существа: 6 жутких мультфильмов времен перестройки

Анна Самойлова   31 октября 2021
4 мин
Психические расстройства и хтонические существа: 6 жутких мультфильмов времен перестройки
Кадр из мультфильма «Его жена курица»

Перестройка и развал Советского Союза привели к серьезным переменам в культурной жизни. Значительное снижение градуса цензуры позволило кинематографистам смело показывать те стороны жизни, которые раньше оставались за кадром. Именно тогда отечественные аниматоры создали сюрреалистические творения, интересные и современному зрителю. Time Out вспоминает 6 мультфильмов той поры, отразивших пессимистичные настроения населения.


«Контракт» (1985, реж. Владимир Тарасов)

Мультфильм рассказывает о колонисте, который по приказу авторитетной фирмы прибывает на далекую планету. Она населена ужасными тварями, напоминающими средневековых демонов в духе картин Иеронима Босха. На этой вражеской территории он встречает разумного робота, присланного компанией-конкурентом — и постепенно неприязнь героев друг к другу перерастает в симпатию. Однако этим остаются недовольны главы их организаций, которые призывают колониста и робота прекратить всякое сотрудничество. Однако герои, невзирая на страх сурового наказания, отказываются подчиняться и продолжают работать сообща.

Ощущение тревоги от мультфильма о жестокости капитализма складывается благодаря его изобразительному решению — анимационный проект нарисован в красно-коричневых оттенках, напоминающих ржавчину. Это настроение также передается за счет музыкальной партитуры, в которой джазовые композиции переходят и хриплый голос бездушных машин.


«Банкет» (1986, реж. Гарри Бардин)

На первый взгляд в этом анимационном фильме нет ничего жуткого: несколько человек собрались отпраздновать день рождения товарища. Их стол ломится от яств, а спиртное льется рекой — картина достатка и счастья.

Однако Бардин показывает, как под влиянием алкоголя диалоги людей утрачивают смысл и связность, как они теряют самообладание, а вместе с ним и человеческий облик. Неслучайно сами герои остаются невидимками, а их хлесткие портреты создаются через «говорящие» детали вроде очков, салфеток и манеры речи. За тарелками и рюмками они позабыли о главном в жизни, растворились в пошлости. В финале сатирическая зарисовка поднимается до масштабов трагедии о гибели семьи и личности.


«Фру-89» (1989, реж. Иван Максимов)

Описывать происходящее в этом мультфильме — дело бессмысленное, ведь его нужно прочувствовать каждому самостоятельно. Можно выделить лишь несколько элементов фабулы: щенок воет на луну, которая падает в гигантскую мясорубку, а затем из механизма наружу вместо фарша выходят искалеченные существа. На протяжении всего сюрреалистичного фильма Максимов показывает причудливые трансформации тел странных героев, держащих свой путь в небытие.

Название основано на краткой форме слова «фрустрация», описывающего состояние подавленных потребностей. Если смотреть на мультфильм через это понятие, то можно обнаружить в происходящем как аллегорию на политические процессы, так и изображение жизненных циклов — от рождения до смерти.


«Его жена курица» (1990, реж. Игорь Ковалев)

Психоделический мультфильм Игоря Ковалева, более известного по забавному мультфильму «Крылья, ноги и хвосты», рассказывает о семье серолицего, пассивного мужика-увальня. Компанию ему составляет супруга-мещанка, которая, погрузившись в заботу о суженном, превратилась в наседку, и странный домашний питомец-червь с человеческой головой. В их бездуховный и закономерный, как шахматная партия, мир врывается таинственный господин с ехидной улыбкой. Мужчина разрушает иллюзии супругов об их уродливом подобии семейной идиллии.

Гнетущее впечатление производит не только тусклое цветовое решение мультфильма, отсутствие связной речи и нарочито небрежная техника анимации, но и обилие образов и символов, наталкивающих на размышления о дисфункциональности семьи и психических патологиях героев.


«Аменция» (1990, реж. Сергей Айнутдинов)

Мрачная притча о жестокости «Аменция» — первая часть трехсерийного анимационного фильма «Абман зрения». Как в случае и с «Фру-89», в названии указано понятие, задающее вектор развития сюжета. Аменция обозначает бессвязность сознания, сопровождающуюся утратой ориентира во времени и пространстве.

Несмотря на социальный подтекст, работа Айнутдинова крайне поэтична. По сюжету трогательная героиня Смерть бродит по безликому городу и с сожалением смотрит на бессмысленные совершаемые людьми акты насилия. Надеясь найти хоть одного человека, ценящего жизнь, она путешествует по улицам на своем черном катафалке, который оставляет за собой россыпь ярких цветов. Благодаря этой детали, эстетически мультфильм сближается с жанром живописи ванитас, который показывает быстротечность жизни.


«Потец» (1992, реж. Александр Федулов)

Легендарный анимационный фильм, по слухам, в 90-е годы показали по телевизору вместе с «детскими» мультиками, чем напугали маленьких телезрителей. Суть истории укладывается в одном предложении: трое сыновей, стоя у смертного одра их отца, пытаются узнать, что обозначает слово «потец». Старик дает им уклончивые ответы, и дети продолжают раз за разом повторять свой вопрос.

Казалось бы, подобной фабулы достаточно, чтобы вселить в зрителя ужас, но авторы мультфильма добавили пугающий изобразительный ряд. Небольшой деревянный дом героев с красным полом и старой скамьей становится моделью целого мира, а голова седобородого отца свободно отлетает от тела и парит под потолком. В это время его сыновья, напоминающие стариков с детскими телами, никак не могут дождаться ответа.