Актер по призванию. 7 фактов об Александре Яценко
22 мая звезде фильмов и сериалов «Долгая счастливая жизнь», «Аритмия» и «Ненастье» Александру Яценко исполняется 46 лет. За годы карьеры этот искренний актер стал одним из любимцев критиков и зрителей. Time Out присоединяется к поздравлениям и вспоминает 7 фактов из биографии Александра Яценко.
Изначально планировал связать свою жизнь с морским делом
Александр Яценко родился в Волгограде. У его матери было три высших образования: вместе с маленьким Сашей она учила стихотворения, и именно благодаря ей будущий актер открыл для себя мир искусства. Отец служил капитаном корабля, курсирующего по Волге, и часто брал сына с собой на работу, чтобы познакомить его с местной природой и тонкостями судоходства. Это оказало сильное влияние на маленького мальчика, и долгое время он мечтал пойти по стопам отца.
Спустя время Яценко начал участвовать в школьном КВН и посещать театральный кружок. Первой крупной роль юного актера в этот период стал деревянный мальчик Буратино.
«Я всегда любил дурачиться и в старших классах попал в Клуб старшеклассников. По сути, это был театральный кружок. У нас была замечательная руководитель Лариса Анатольевна. Теперь она жена моего школьного друга. Она привила нам любовь к театру. Мы жили этим. Много обсуждали, засиживались до ночи в пионерской комнате. Мой первый спектакль “Боль” был про женскую исправительную колонию. Я был и осветителем, и исполнителем, и мне все это, конечно, очень нравилось. В десятом классе я уже играл главные роли и ни о чем другом думать не мог».
По окончании школы Яценко пытался попасть в студию при «Экспериментальном театре» в родном городе, но не смог пройти отбор. Позже актер признавался, что рад тому, как все сложилось. К профессии нужно было идти постепенно. Он поступил в Тамбовский государственный институт культуры на режиссерский факультет, который позже был переформатирован в педагогический.
Поступил в ГИТИС благодаря мастерской Марка Захарова
Годы обучения подходили к концу, но талантливый молодой человек испытывал неуверенность в завтрашнем дне. Он не имел представлений о том, чем стоит заниматься дальше. Найти дальнейший путь помог случай.
«На пятый год обучения в Тамбове туда приехал на гастроли курс Марка Захарова, где учились Олеся Железняк, Сережа Фролов и Дима Дюжев. Дима был тогда еще неизвестным, но уже очень крутым актером. Я увидел их спектакль “Утренняя невеста”, где и испытал потрясение. Это был кислородный всплеск, и наш курс решил организовать встречу с ними. Мы принесли соленья, вареную картошку, самогон где-то достали. И когда ребята к нам пришли, то обалдели от нашего радушия, а мы начали им капустники показывать. И вот тут они меня и спросили: “А ты что дальше делать собираешься?”. Я ответил: “Не знаю”. Они сказали: “Приезжай, мы в этом году выпускаемся, Захаров курс набирает”. Наверное, тогда они и закинули в меня это зерно. Потом из Москвы вернулся мой друг, очень интересный актер Игорь Милосердов. Мы выпивали у нас на кухне, и он тоже сказал, что надо попробовать».
Поскольку вступительные испытания в Российский институт театрального искусства проходили параллельно с выпускными экзаменами в Тамбове, Яценко жил буквально на два города.
«Я опаздывал на какие-то поезда, запрыгивал в последний вагон и ехал из Москвы обратно в Тамбов сдавать госэкзамен по философии или по чему-нибудь еще. В Тамбов ездил в перерывах между вступительными экзаменами в ГИТИС. Помню, один раз меня в ГИТИСе очень задержали. Последний поезд уходил, так я от ГИТИСа до Павелецкого вокзала добежал за 15 минут. Выбегаю на платформу — поезд стоит. Я нагнулся отдышаться, смотрю — он поехал! Я бегу, бегу, и из последнего вагона проводница кричит: “Деньги есть?”. Я ей: “Есть, 120 рублей”. И она мне: “Прыгай!”. И так было каждый раз. Поступление — оно такое: ты поступаешь и не знаешь, возьмут тебя или нет, но ты делаешь все для этого. Это было даже не поступление, а какой-то новый виток жизни».
По неуточненным причинам актер был исключен из конкурса и зачислен в мастерскую Захарова как вольнослушатель. Первые месяцы он был лишен возможности жить в общежитии или снимать квартиру, но это время было прекрасным, романтичным, полным новых знакомств и впечатлений. В конце первого семестра Яценко все же стал студентом ГИТИСа.
Был отчислен за драку с преподавателем
Несмотря на успешную учебу, за три месяца до получения диплома Александр Яценко был отчислен со скандалом. Причиной послужила драка с преподавателем, который поступил некрасиво по отношению к одному из студентов. Об произошедшем актер не любит вспоминать. Однако это обстоятельство, по его мнению, пошло ему на пользу, ведь он раньше своих сокурсников осознал, насколько сложно найти работу в кино.
Тщательно выбирает проекты и любит трудные задачи
В 2006 году в карьере Яценко произошел прорыв. В этот период 19-летний актер, уже известный по ироничной комедии «Солдатский декамерон» (2005), снялся в двух картинах, определивших не только его личный путь, но и облик российского кино на ближайшее время. Это были первая самостоятельная работа Бориса Хлебникова «Свободное плавание», ставшая манифестом новой российской волны, и пронзительная мелодрама «Мне не больно» Алексея Балабанова.
С тех пор Яценко начал активно сниматься. Первые картины сформировали его характерное амплуа тихого героя, аутсайдера в черством обществе, который осторожно идет через лабиринты жестокости и несправедливости, оставаясь верным себе.
По словам актера, он считает, что выбирать надо только те роли, которые действительно волнуют. Его всегда привлекают сложные задачи, когда необходимо тщательно погружаться в образ и продумывать характер в мельчайших деталях.
«Работу выбираю по простому принципу: интересно или нет. Это необязательно арт-хаус: появляются сериалы, в которых хочется участвовать. Но, конечно, когда в сценарии сто серий и нет ничего, кроме высосанной из пальца интриги, которая якобы должна увлечь бабушек, — это совсем не мое. Если серьезно, то правильно выбрать роль не так-то просто. Иногда соглашаешься — и мимо. Или, наоборот — отказываешься от роли, а фильм потом выстреливает. Но я всегда пытаюсь понять, мое или нет. Это самое важное. Так было в самом начале, так и сейчас».
Яценко признается, что работа над каждым фильмом дается ему с трудом. Нередко он испытывает сильное волнение, а порой страдает от бессонницы, пытаясь продумать у себя в голове своего персонажа. Однако все усилия не напрасны — и в конечном итоге актер создает запоминающиеся глубокие образы, от Ивана Грозного до робкого современника. Это погружение порой приносит и серьезные проблемы, связанные с невозможностью быстро выйти из определенного эмоционального состояния.
Едва не получил на съемках травму
Хотя Александр Яценко дает не так много интервью, в них он поразительно искренний открытый человек, беспощадный к собственным слабостям. Актер осуждает себя за лень, несдержанность и даже импульсивность. Порой это приводит к неожиданным последствиям.
«Периодически я заигрываюсь. Однажды на съемке выстрелил в висок холостым патроном. Спасло меня то, что каким-то чудом костюмеры надели на меня дурацкий шлем, который мне не очень нравился, но я с ним смирился. И теперь этот шлем прожжен. Он у меня хранится как напоминание. Все было очень серьезно, тем более я попал в область виска. Мне кажется, что у меня замедлилось время. За эту секунду я видел, как поседели все, особенно инструктор-оружейник, которого я подвел. Если бы я прострелил себе голову, он бы сел в тюрьму».
Самостоятельно принимал роды у жены
Когда первая супруга Александра Яценко — гример Марина Рожкова — была на последнем месяце беременности, актер находился на съемках драмы Николая Хомерики «Ледокол». Не желая пропустить рождение первенца, он приехал домой за две недели до предполагаемого срока — и именно в этот день Рожкова родила сына Мирослава.
«Этот день я очень хорошо запомнил, он был бесконечный. Я прилетел из Мурманска после ночной смены, поспать не удалось — там же, в Мурманске, полярные ночи. То есть я в совершенно адском состоянии. А дел масса: пришлось срочно ехать за морской солью, за бассейном, потому что у нас душ, не ванна. Плюс акушерки застряли в пробке… Пятница, пробки огромные. И уже было понятно, что дальше тянуть нельзя. Тут меня вдруг переключило, мне показалось, что все будет отлично, появилось даже чувство юмора. Время шесть утра. В общем, я сам принял роды. Когда акушерки доехали, сын уже лежал у Маруси на груди. У меня все получилось, и я был весел. А вот на следующий день меня колбасило — какой-то постродовой синдром».
Мечтает в качестве режиссера поработать над детской сказкой
Однажды в интервью актер признался, что хотел бы попробовать свои силы в качестве театрального режиссера и обратиться не к классике или социальной тематике, а к совершенно неожиданному удивительному жанру.
«Хочу в театре поставить детскую сказку, но не уверен, что у меня получится работать с актерами. Вот педагогом себя я вижу: буду общаться с молодыми, чтобы учиться у них чему-то новому и самому не стареть».