Краденые носки и дрессированные утки. 7 фактов со съемок российского фэнтези-сериала «Этерна» | Кино | Time Out

Краденые носки и дрессированные утки. 7 фактов со съемок российского фэнтези-сериала «Этерна»

  26 января 2022
5 мин
Краденые носки и дрессированные утки. 7 фактов со съемок российского фэнтези-сериала «Этерна»

На «Кинопоиске» появился первый 80-минутный эпизод российского фэнтези-сериала «Этерна». Он снят по циклу книг Веры Камши «Отблески Этерны», действие которых происходит в вымышленном мире Кэртиана. Time Out собрал 7 интересных историй со съемок проекта.


Павильоны Ленфильма, подмосковная Руза и Павловский парк как локации для фэнтези-саги

«Этерну» предполагалось снимать в Венгрии, Словении и Чехии, но из-за пандемии коронавируса планы пришлось изменить. В итоге весь съемочный процесс прошел в России на трех локациях.

Основной из них стали павильоны Ленфильма, где декораторы воссоздали училище оруженосцев Лаик, обитель народа гоганы и палаццо Раканов. Второй локацией стала площадка под Рузой в Подмосковье, ландшафт которой идеально совпал со сценарием: там нашлась узкая дорога и озера, которые с помощью графики были переделаны под болота Ренквахи.

Третьей площадкой был выбран Павловский парк в Санкт-Петербурге. Там сняли экстерьеры Надора, стоянку Штанцлера и блокпосты Олларов. Растения и постройки парка идеально подошли для Кэртианы. При этом съемочная группа постаралась сделать так, чтобы у зрителей не возникало ощущений излишне «русского» колорита.


Реальное историческое оружие в руках актеров

В «Этерне» довольно много дуэлей со шпагами, которые создали на основе реального европейского оружия XVII века. Для каждого из героев изготовили шпагу и дагу, кинжал для левой руки. Их дизайн разрабатывался индивидуально — в сериале нет ни одного повторяющегося эфеса, клинка или гербового элемента.

Также в «Этерне» впервые в истории кинематографа показали длинные рапиры. Чтобы сражения выглядели максимально реалистично, актеров несколько месяцев обучали фехтованию. Поэтому все трюки со шпагами они выполняли без дублеров, но, благодаря практике, на площадке обошлось без серьезных травм.

Для каждого актера шился индивидуальный костюм, который передает географическую и политическую принадлежность персонажа, а также развитие его характера. Головные уборы украсили настоящими перьями фазанов, цесарок, соек и петухов.


Кадр, к которому готовились несколько дней

Сценаристам требовался кадр, в котором утки взмывают в небо. Они не стали использовать графику, а отыскали настоящих уток, которых несколько дней прикармливали в нужном месте. В день Х уток напугали — и они взмыли в небо, создав идеальную картинку.


Как снимали самую масштабную сцену первой серии

Больше всего человек было задействовано на съемке самой эпичной сцены эпизода — битве у Ренквахи, где участвовали 27 каскадеров, 70 реконструкторов, 70 человек массовки, 22 лошади и всадника. И это все, кстати, всего ради пяти экранных минут.

Интересно, что в таких сценах обычно используются так называемые подсечки: поверженная в битве лошадь должна упасть, поэтому к ее ногам привязывают веревки и животное сходу по-настоящему валится на землю. Однако постановщики трюков в «Этерне» посчитали этот способ не совсем гуманным и усложнили себе задачу. Поэтому все лошади в сериале падают при помощи безопасного приема «запал» — лошадь плавно уводят и заваливают на бок.


Сцена, которая «съела» рекордное количество дублей

Сцена битвы не стала рекордной по дублям, уступив место дуэли Рокэ Алва и Эгмонта Окделла. В ней было задействовано гораздо меньше людей, но съемочную группу подвела погода. Она успела поменяться пять раз: сначала повалил снег, его сменил град, который вскоре сменился дождем, а через некоторое время выглянуло яркое солнце. Не успели операторы приспособиться к новым условиям, как небо затянули тучи.

Для удачного монтажа кадры должны быть сняты в одном освещении, поэтому каждый раз процесс приходилось начинать сначала. Однако и это еще не все: в зависимости от освещения, актеров приходилось заново гримировать и постоянно изменять художественное пространство вокруг.


Магия декораторского искусства в деле

Над производством декораций для 80 минут «Этерны» 35 дней трудились 120 человек. Работали и днем, и ночью. Основной упор делался на павильоны «Ленфильма», где на 2500 м² разместили 15 локаций. Они были спроектированы, как трансформер — одно пространство могло превращаться в другое, а также сделаны так, чтобы можно было вести съемку на все 360 градусов. Руководила декораторами художник-постановщик Анастасия Каримулина. Сейчас локации законсервированы до начала съемок новой части, всего их запланировано три.


Истории, которые родились на площадке

На съемках первой серии потребовалось 22 смены — неудивительно, что многие члены команды теперь дружат в реальной жизни. В процессе работы, конечно, появились свои шутки и локальные мемы. В основном это ошибки актеров в ударениях непростых имен: Рокэ Алва, Матильда Ракан, Робер Эпинэ и других.

Еще одна история, которая запомнилась съемочной команде посвящена носкам. Участникам съемок было запрещено брать реквизит на память — хотя у многих актеров есть такая традиция, — ведь впереди еще много серий. Однако Евгений Шварц, который играл наследника лидера оппозиции, не удержался и все-таки забрал себе носки своего героя.