Город влюбленных. 7 фильмов, действие которых происходит в Париже
14 октября в российский прокат выходит историческая мелодрама «Эйфель» о Гюставе Эйфеле — создателе главного символа французской столицы. Париж, как один из самых «кинематографических» и красивых европейских городов, становился местом действия многих классических и современных фильмов, от легких романтических комедий до брутальных триллеров. Time Out вспоминает 7 картин, отражающих разные его грани.
«Собор Парижской Богоматери» (Notre-Dame de Paris, 1956)
Париж, XV век. В город приезжают цыгане и дают яркие представления, увлекающие спешащих по своим делам зевак. Юная танцовщица Эсмеральда (Джина Лоллобриджида) не похожа на местных строгих женщин: ее тело гибкое, как лента, волосы черны, как ночь, а платье в танце обнажает то, что принято скрывать.
Ей начинают симпатизировать сразу трое мужчин: глухой звонарь Собора Парижской Богоматери Квазимодо (Энтони Куинн), его приемный отец, священник Клод Фролло (Ален Кюни) и знатный горожанин Феб (Жан Дане). Каждый из них испытывает разные формы любви к девушке, от похотливо-плотской до искренней и чистой. Однако все они обречены пережить трагедию.
Одним из первых в мировом искусстве к образу Парижа обратился именно Виктор Гюго. В своем бессмертном романе писатель стремился сохранить для потомков представление о том, каким был знаменитый Собор Парижской Богоматери. Именно поэтому его описание занимает значительную часть романа. Скоротечная жизнь человека противопоставляется вечному искусству. Режиссер Жан Деланнуа вслед за классиком стремится воссоздать нравы мира, вошедшего в эпоху раннего Возрождения.
«Необратимость» (Irréversible, 2002)
Маркус (Венсан Кассель) и Пьер (Альбер Дюпонтель) на попутке едут по ночному Парижу. Они на взводе, кричат. Над женой Маркуса и бывшей девушкой Пьера Алекс (Моника Беллуччи) жестоко надругались этой ночью. Мужчины спускаются в подпольный ночной клуб, где предположительно может быть садист, и учиняют над ним самосуд.
Это мог бы быть классический фильм в духе rape and revenge, но Гаспар Ноэ в оригинальной версии картины показывает свою историю в обратном порядке, от преступления к событиям, произошедшим накануне. Это позволяет обнаружить в «Необратимости» философские рассуждения о скоротечности времени.
Провокационный режиссер показывает изнанку парижской жизни. Как правило, подобные картины ускользают от восторженных туристов, прибывших похрустеть круассаном и посмотреть на Эйфелеву башню. Кровавый мир «Необратимости» соткан из узких подземных переходов, подпольного клуба с недвусмысленным названием Rectum и лишь одной сочной зеленой лужайки, до которой приходится буквально пробираться через мрак ночных улиц.
«Мечтатели» (The Dreamers, 2003)
В 1968 году юный Мэттью (Майкл Питт) приезжает из Америки в Париж, где знакомится с Изабель (Ева Грин) и Тео (Луи Гаррель) — черноволосыми братом с сестрой, страстно влюбленными в кинематограф. Втроем молодые люди цитируют фильмы Годара, мечтают о больших переменах и воплощают самые смелые фантазии, отрекаясь от целомудрия и устоев старой-доброй Франции.
Провокационный классик Бернардо Бертолуччи рассказывает о жизни Парижа в преддверии студенческих волнении 1968 года. Участниками этих событий были люди, вдохновленные французской «новой» волной — она не только сломала представления о том, как можно снимать фильмы, но и укрепила стремления молодежи к свободе.
Париж в фильме Бертолуччи — это место гедонистической любви к жизни и кино. Красивые улицы заполнены эмоциональными толпами, жаждущими увидеть новый фильм и раствориться в толпе единомышленников. В финале «Мечтателей» синефильский романтичный Париж словно гибнет под разъяренной студенческой толпой, учинившей бунт.
«Рататуй» (Ratatouille, 2007)
Канализационная крыса Реми с молочных зубов славилась среди серой родни тонким вкусом и умением определять качество продуктов. Каждый день рискуя жизнью, герой поднимается в мир людей и крадет у них лучшие ингредиенты для своих кулинарных экспериментов.
В один роковой день ливень смывает семью героя и он остается совершенно один. К своему удивлению грызун обнаруживает, что долгое время жил рядом с элитным рестораном своего главного кумира — повара Огюста Гюсто.
Подборка не могла обойтись без этого анимационного фильма. Авторы «Рататуя» воссоздали известные культурные объекты Парижа, включая Эйфелеву башню. Здесь собраны все милые стереотипы о столице Франции — например, что в тесных квартирах живут страстные любовники, тонкокостные ресторанные критики часами напролет пьют вино, столы кафе ломятся от сыра, а на улицах звучит медлительная нежная музыка.
«Полночь в Париже» (Midnight in Paris, 2011)
Гил Пендер (Оуэн Уилсон) — популярный американский сценарист, безнадежно влюбленный в эпоху 1920-х. Вместе со своей невестой Инес (Рэйчел Макадамс) он приезжает Париж. Однажды ночью, оставшись в одиночестве, герой бродит по переулкам в печальных думах, когда таинственный незнакомец предлагает ему проехаться на автомобиле — и Гил попадает в прошлое. Здесь в уютных ресторанах, залитых теплым светом, он встречает своих кумиров: Эрнеста Хемингуэя (Кори Столл), Ф.С. Фицджеральда (Том Хиддлстон), Сальвадора Дали (Эдриен Броуди) и очаровательную Адриану (Марион Котийяр) — подругу Коко Шанель, с которой у него оказывается намного больше общего, чем с Инес.
В «Полночи в Париже» Вуди Аллен рисует столицу Франции того времени как пристанище одиночек, где каждая непонятая душа найдет единомышленников и кусочек счастья.
Показывая город прошлого, режиссер преследует цель не столько реконструировать исторические реалии, сколько отразить идеализированное представление о прошлом. Здесь очаровательно все, от шелеста шин старых автомобилей до звона хрупких бокалов. И если в самом начале 2010-е казались прозаическими и обыденными, то ближе к финалу Аллен романтизирует и их, доказывая, что каждая эпоха прекрасна.
«Париж-Манхэттен» (Paris Manhattan, 2012)
Выросшая в еврейской обеспеченной семье Алис (Алис Тальони) еще в подростковые годы нашла мужчину своей мечты — им стал сам Вуди Аллен. В ее комнате висит плакат главного ипохондрика киномира, который своим вкрадчивым голосом отвечает на ее вопросы цитатами из собственных фильмов. Даже посетителям своей аптеки Алис вместе с заветными пилюлями дает и диск с картинами маэстро, ведь искусство лучше любого лекарства.
Внезапно девушка знакомится с харизматичным брюнетом Виктором (Патрик Брюэль), рискующим своим появлением разрушить тонкую связь поклонницы и творца.
Главная героиня этой интеллектуальной комедии — такая же сумасбродка, как и ее предшественница Амели из одноименного фильма Жан-Пьера Жене. Она верит в сказки и любовь, но пытается скрывать это под маской раздражительности и скептичности. Однако сам город с его мощеными улицами и высоким небом, где уютными кажутся даже аптеки, располагает к пробуждению ее тонкой нежной натуры.
«Куриоса» (Curiosa, 2019)
Париж, XIX век. Время, когда женщина могла быть уверенной в своем будущем только в случае удачного замужества. Именно в таких условиях разворачивается история Марии де Эредии (Ноэми Мерлан), которая ради поправления материального благополучия семьи оказывается выданной замуж за благородного, но нелюбимого человека.
Девушка не хочет быть безвольной жертвой обстоятельств и берет судьбу в свои руки. Скучая в браке, она заводит интрижку с вульгарным поэтом и фотографом Пьером (Нильс Шнайдер). Их плотская страсть находит выражение во фривольных фотокарточках и письмах.
В отличие от многих фильмов этой подборки, действие «Куриосы» разворачивается не на улицах города, а в салонах и спальнях, тесных, как корсет юной леди. Лу Жене внимательно следит не только за игрой тел двух любовников, но и за их одеяниями и интерьерами. Музыкальное сопровождение картины состоит из композиций современного техно-исполнителя Арно Реботини, что позволяет не только отразить бунтарский дух героини, но и увидеть в прошлом отражение современных тенденций.