Кельтские легенды и египетские проклятия: 7 фильмов и мультфильмов о мифах разных стран
«Медея», 1988. Реж. Ларс фон Триер
Фильм Ларса фон Триера основан на мифе о Медее, дочери царя Колхиды. Ее любовь к предводителю аргонавтов Ясону привела к тому, что она помогла мореплавателям завладеть Золотым руном, а затем, не выдержав предательства мужа, убила своих детей.
Фильм во многом повторяет знаменитую пьесу Еврипида: Ясон бросает семью ради дочери коринфского царя Главки, колхидская принцесса готовится к ужасной мести, кульминацией которой является шокирующий акт детоубийства.
Первоначально созданная для датского телевидения, «Медея» фон Триера снята по нереализованному сценарию Карла Теодора Дрейера, написавшему его незадолго до своей смерти. По словам режиссера, он пытался максимально точно следовать оригинальному замыслу, но ему это давалось крайне сложно.
Уникальный визуальный стиль фильма был достигнут путем перезаписи видеоматериала с экрана. Так кинематографисту удалось достигнуть приглушенных цветов и зернистого изображения, необходимых для рассказа истории.
К слову, Медея у Триера, в отличие от некоторых других его героинь, — не пассивная жертва, а видение хтонической женской силы, пронизанное адской яростью. Такой вот мрачный, нордический взгляд на миф.
«Голем», 1920. Реж. Пол Вегнер
Голем — существо, созданное из бездушной материи и оживленное с помощью Божественного имени. Оно взято из древней еврейской легенды, а фильм о фольклорном персонаже стал третьей и единственной сохранившейся частью трилогии, снятой Вегнером между 1915 и 1920 годами.
Фильм был адаптирован по роману австрийского писателя-экспрессиониста Густава Майринка. Рабби Лев обращается к темным силам и создает гигантского глиняного человека для защиты еврейского населения Праги XVI века от изгнания императором. Герой представляет голема в качестве демонстрации своей чудодейственной силы.
Лента Пауля Вегнера часто затмевается более известными немецкими экспрессионистскими работами, как «Кабинет доктора Калигари» Роберта Вине или «Носферату, симфония ужаса» Фридриха Вильгельма Мурнау. Тем не менее «Голем» является ключевым произведением в господствующем в 1920-х годах направлении немецкого кино. Кстати, картина стала одной из первых, где появился герой-монстр, и заложила базис для создания хорроров.
«Мумия», 1995. Реж. Стивен Соммерс
1920-е. Группа авантюристов во главе с харизматичным Риком О’Коннелом случайно пробуждает мумию верховного жреца Имхотепа, который тайно встречался с наложницей фараона Анк-су-намун и был мумифицирован заживо за попытку провести воскрешение возлюбленной после ее самоубийства.
Изначально фильм задумывался как ремейк знаменитой франшизы студии Universal и должен был стать «первоклассным низкобюджетным триллером». Однако с приходом Стивена Соммерса лента превратилась в приключенческое кино.
Режиссер обращается к культуре, мифологии и истории Древнего Египта. Так, Имхотепа назвали в честь мудреца, которого люди почитали как полубога. Не забывает Соммерс и легенду о десяти страшных проклятиях Египта: напитки героев превращаются в кровь, над Каиром бушуют гром и молнии, город испытывает нашествие саранчи.
Разумеется, в ленте есть множество исторических неточностей, но она настолько красочна, увлекательна и динамична, что режиссеру хочется простить все огрехи и поскорее купить билет в страну золотых песков Сахары и величественных пирамид.
«Ундина», 2009. Реж. Нил Джордан
Кельтский миф о селки (шелки) — мифических людях-тюленях — вдохновил ряд режиссеров на создание фильмов, в том числе Джона Сейлза на «Тайну острова Роан-Иниш» (1994) и любимого нами иллюстратора Томма Мура на «Песнь моря» (2014). Однако самой известной адаптацией легенды, пожалуй, является работа Нила Джордана «Ундина» (2009), в которой Колин Фаррелл играет роль Сиракузы, рыбака из маленького ирландского городка. Однажды в его сеть попадает таинственная женщину, которая называет себя Ундиной
Согласно мифу, девушки-селки могли сбросить кожу и выйти на берег, чтобы погулять среди людей. Нередко мужчины крали у них шкуры и заставляли насильно становиться их женами, лишая их возможности вернуться обратно в море.
«Тор», 2011. Реж. Кеннет Брана
«Тор» наряду с его продолжениями «Тор: Царство тьмы» и «Тор: Рагнарек» следует за историей скандинавского бога грома. Согласно легенде, он был одним из сыновей предводителя асов Одина.
Во вселенной Marvel взаимоотношения Тора и Локи были переосмыслены. В мифах Трикстер нередко сопровождает бога в его приключениях, помогая разрешать проблемы в том числе с помощью своей хитрости и изворотливости. В фильма же Тор выступает главным врагом Локи — тот специально создает могущественных злодеев, позволяющих ему одержать победу над всесильным братом.
«Тайна Келлс», 2009. Реж. Томас Мур
Этот ирландский мультфильм рассказывает о 12-летнем мальчике по имени Брендан, который живет в монастыре со своим дядей, настоятелем Келлахом. Однажды юноша знакомится с основателем аббатства на острове Иона, у которого есть богато иллюстрированная Келлская книга. Айдан понемногу учит мальчика рисовать и говорит, что Брендану нужно будет закончить Книгу.
Живописный анимационный стиль фильма вдохновлен, как вы уже догадались, кельтским искусством: режиссер вставляет в повествование традиционные узоры и орнаменты, украшающие реально существовавшие манускрипты.
Почему мультфильмы студии любят не только дети?
Зритель здесь также знакомится с легендой о шелки, которой выступает мать главного героя и его сестра Сирша, изучает элементы кельтской мифологии, знакомится с фейри и древним божеством Кром Круахом, который известен любовью к человеческим жертвоприношениям.
«Тайна Коко», 2018
В первых числах ноября жители Мексики облачаются в яркие наряды, красят лица в белый цвет с черными впадинами вокруг глаз и устраивают настоящий карнавал. Так выглядит один из самых необычных для нас праздников — День мертвых.
По сюжету мальчик Мигель мечтает стать гитаристом, но на музыку в его семье наложен строжайший запрет. Вопреки правилам, герой решает участвовать в праздничном шоу талантов, но из-за череды неурядиц и сам попадает в Мир Мертвых, где ему предстоит раскрыть главную семейную тайну.
Несмотря на, казалось бы, грустную тематику, пиксаровский мультфильм пестрит яркими красками. Как отмечал сам режиссер ленты, смерть здесь не трагедия, а продолжение жизни. Это история о стремлении к мечте, семейных отношениях и важности прощения.