Отплатить той же монетой. 7 фильмов о расчетливой мести
19 августа в повторный прокат вышла культовая картина Матье Кассовица «Ненависть», получившая приз за режиссуру в Каннах. По сюжету во время беспорядков в парижском пригороде ранили и отправили в кому товарища трех молодых людей — Винса, Саида и Юбера. Вооружившись пистолетом, они отправляются мстить. Time Out вспоминает другие ленты, в которых желание покарать виновных разъедает душу героев и затмевает их сознание.
«Девушка, подающая надежды», 2020
Кэсси 30: в свои годы она живет с родителями, работает в кофейне и, кажется, совершенно ничего в жизни не добилась. Только это не совсем так. По вечерам героиня ездит в бары, притворяется пьяной и ждет, пока очередной мужчина клюнет на ее удочку. Лучшую подругу Кэсси в университете изнасиловал однокурсник, та покончила с собой, а девушка решила всю себя посвятить мести.
Казалось бы, перед зрителем вновь мрачный триллер про мстителя в маске, но спешим развеять ошибочные представления. «Девушку, подающую надежды» отличает яркая картинка, заполненная голубо-розовыми тонами, будто бы кукольная обстановка и миловидная внешность Кэри Маллиган, резко контрастирующая с холодным характером ее героини.
Путь Кассандры — дорога к саморазрушению, и она уверенно идет по ней. Ироничные моменты, вплетающиеся в само по себе трагедийное повествование, оставят в финале улыбающийся эмодзи. Пожалуй, самый грустный из всех, которые вы когда-либо видели.
«Джоси Уэйлс — человек вне закона», 1976
Во время Гражданской войны на семью ни в чем неповинного фермера нападает банда северян, сжигает его дом и убивает жену и сына. Оставшийся в живых, Джоси Уэйлс решает присоединиться к южанам и отомстить обидчикам.
До этого уже успевший сняться в знаменитой «долларовой» трилогии Серджио Леоне и приобретший невероятную популярность, Клинт Иствуд и сам решил сесть в режиссерское кресло. Вдохновившись произведением Форреста Картера «Ушедшие в Техас», он создал вестерн «Джосси Уйэлс», в котором Человек без имени наконец-то его обрел.
«Мыс страха», 1991
Только что вышедший из тюрьмы Макс Кейди мечтает отомстить своему адвокату Сэму Боудену — по мнению бывшего заключенного, тот умышленно скрыл важную информацию от суда, позволившую бы значительно сократить срок пребывания в тюрьме. Сперва герой подсыпает яд собаке адвоката, а затем начинает опасную игру с его женой и дочерью-подростком.
Роберт Де Ниро, чей герой целых 14 лет вынашивал план мести, во время подготовки к роли специально просматривал видео с заключенными, чтобы суметь воспроизвести их манеру речи, движения и повадки. Актер не поскупился и заплатил дантисту несколько тысяч долларов, чтобы его зубы выглядели жутко, а затем — еще больше, чтобы вернуть им нормальный внешний вид.
Кстати, режиссер фильма Мартин Скорсезе долго не решался браться за ремейк проекта. Ему была неприятна семья Боуденов, чья жизнь казалась слишком нереалистичной. После того, как Де Ниро уговорил Скорсезе начать работу над картиной, тот изменил характеры адвоката и заключенного, сделав их в равной степени неприятными.
«Мюнхен», 2005
Действие начинается с 1972 года — именно тогда в сентябре во время Олимпиады в Мюнхене группа террористов взяла в заложники и расстреляла команду спортсменов из Израиля. После страшной трагедии офицеру израильской разведки Авнеру поручают возглавить операцию возмездия — уничтожить палестинских радикалов, причастных к событиям на Играх.
Израильские СМИ и представители власти встретили фильм прохладно, назвав его утомительным и нудным, а также подчеркнули, что показанные в нем события не имеют никакого отношения к реальности. А вот западная пресса отнеслась к ленте более благосклонно, посчитав, что лента разрушает стереотипы и призывает к диалогу. В интервью Time режиссер фильма Стивен Спилберг сказал, что «врагами являются не палестинцы и не израильтяне, самым большим врагом для всех является неуступчивость».
К слову, в этом году впервые на Олимпийских играх, которые прошли в Токио, почтили память убитых израильских спортсменов.
«Гук», 2017
Лос-Анджелес, 90-е. США охватили массовые протесты со стороны афроамериканского населения, которые в фильме показаны со стороны двух братьев-корейцев. Элай и Дэниел владеют небольшим магазинчиком женской обуви и постоянно подвергаются нападкам местных афроамериканцев. К героям каждый день приходит в гости юная Камилла, но когда ее старший брат узнает об этом, то решает отомстить Элаю и Дэниелу.
Лента Джастина Чона была представлена на кинофестивале «Сандэнс» и получила приз зрительских симпатий. «Гук» — сделанное с душой независимое кино, которое еще раз напоминает — человек всегда должен стоять выше расовых предрассудков. К слову, gook — это оскорбительное прозвище американцев по отношению к азиатскому населению.
«День гнева», 1943
Когда-то пастор Абсолон спас от костра обвиненную в колдовстве женщину, чтобы жениться на ее дочери Анне. Знахарка Марта, хорошо знакомая с семьей преподобного, просит Абсолона помочь и ей избежать страшного наказания, но тот отказывается. Перед смертью Марта проклинает всех, кто виновен в ее сожжении — Абсолона ждут предательство его возлюбленной и сына, у которых появятся чувства друг к другу.
«День гнева» — первая звуковая лента Карла Теодора Дрейера, кумира Ларса фон Триера. Съемки фильма шли во время фашистской оккупации, поэтому неудивительно, что многие увидели в нем политическую аллегорию. Сам режиссер эту связь напрочь отрицал и пояснял, что в первую очередь его заинтересовала пьеса за счет хорошей драматургии и кинематографичности.
Надо отдать Дрейеру — идеалисту от кинематографа — должное: черно-белые кадры, пышущие тенями, рембрандтовские мизансцены, неотвратимая медлительность камеры и блестящая игра актеров, которые ужасались требовательности режиссера, но вместе с тем признавались, что он выудил из них самое лучшее.
«Фанатик», 2001
У неонациста Дэнни Балинта, гениально сыгранного Райаном Гослингом, есть тайна — он еврей. Обучавшийся в еврейской школе и некогда мечтавший стать раввином, но разочаровавшийся в своих идеалах, он вступил в неонацистскую группировку и начал убивать.
Фильм основан на реальных событиях, и эта мрачная реальность придает дополнительную силу по-настоящему тревожному фильму Генри Бина. «Фанатик» — история о человеке настолько же умном, насколько и заблуждающемся, и о том, как важно принять свое «я» до того, как станет слишком поздно.