Жизнь в машине: 7 фильмов о таксистах
22 марта в мире празднуют Международный день таксиста. По этому случаю Time Out вспоминает 7 картин о людях, чьими глазами можно понаблюдать за жизнью города в кино.
«Пятый элемент», 1997
День таксиста Корбена Далласа мог быть вполне обычным, если бы не рыжеволосая девушка, упавшая с высоты в его машину. Не сумев справиться с симпатией к незнакомке, герой помогает ей уйти от преследования полиции и узнает, что Лилу предназначено спасти человечество.
«Мне интересна сила женщины и слабость мужчины»: 8 фактов о Люке Бессоне
Съемки «Пятого элемента», ставшего одной из самым популярных лент своего времени, стали воплощением детской мечты режиссера Люка Бессона. Хотя облик «города будущего» был заложен еще в серии комиксов Жан-Клода Мезьера и Жана Жиро, которой Бессон зачитывался в юном возрасте, идея сделать главным героем водителя летающего такси принадлежала самому Люку. Сценарий, в котором Корбену поручают посодействовать в спасении мира от вселенского зла, мальчик написал в 16 лет.
Фильм стал известным благодаря отличным спецэффектам: чтобы создать облик футуристического города, понадобился бюджет в 80 миллионов долларов. Знаменитое летающее такси было отчасти срисовано с ретро-автомобиля марки Peugeot 30-х годов ХХ века, которые на тот момент были очень популярны у парижан.
«Такси», 2015
У ленты нет сюжета как такового. Главным героем стал иранский кинорежиссер Джафар Панахи. В 2010 году его приговорили к домашнему аресту и запрету на профессиональную деятельность до 2030 года, что, однако, не помешало Панахи заниматься любимым делом. Он устроился работать таксистом, прикрепил камеру на зеркало заднего вида и начал снимать кино.
Изначально фильм может показаться документальным, но на деле у картины тщательно продуманное и выстроенное повествование. Панахи знакомится с пассажирами и общается с ними на разные темы, от творческой свободы до цены, которую приходится за нее платить. Фильм целиком построен на диалогах, однако они настолько увлекательны и забавны, что время проходит незаметно.
«Таксист», 2017
Действие ленты разворачивается в мае 1980-го, когда в Южной Корее прошли крупнейшие акции протеста против введенного Чон Ду Хваном военного положения. Сеульский таксист Ким Са Бок в одиночку растит 11-летнюю дочь и надеется подзаработать денег, чтобы выплатить долги и купить ребенку новую обувь. Однако из-за толпы людей на улицах город оказывается заблокирован.
В это время в корейскую столицу прилетает немецкий корреспондент Юрген Хинцпетер с целью заснять массовые протесты в другом крупном городе Кванджу. Чтобы туда добраться, Хинцпетер нанимает Са Бока и обещает ему за это 100 тысяч вон.
«Таксист» является первой крупной картиной, отражающей события в Кванджу. 20 мая 1980 года к акции протеста подключились водители такси, автобусов и грузовиков: они помогали раненым и блокировали движение по центральной улице города. По отношению к водителям военные применяли слезоточивый газ и огнестрельное оружие. Тогда погибших прозвали «водителями демократии».
«Песня соловьев», 2008
Карим работает на ферме по разведению страусов. У него есть жена и трое детей: два мальчика и девочка, которая остро нуждается в новом слуховом аппарате. Когда Карима увольняют с фермы после побега страуса, он устраивается на работу в такси, чтобы заработать побольше денег.
Ленту снял Маджид Маджиди, известный по работам «Дети небес» и «Цвет рая». Героями его проектов практически всегда выступают дети — и «Песня соловьев» не является исключением, но центральным персонажем все же становится седовласый Карим. Маджиди фокусируется на жизни простого человека, помещая его в ситуации морального выбора, и демонстрирует, как деньги могут менять людей.
«Таксист», 1976
Трэвис Бикл — бывший морской пехотинец, прошедший Вьетнам. Его мучает хроническая бессонница, из-за чего он приходит в таксопарк и устраивается водителем в ночную смену. Трэвис колесит по городу, наблюдает за окружающей его новой реальностью, в которой видит лишь насилие и несправедливость, и никак не может адаптироваться.
Сценарий ленты написал теоретик кино Пол Шредер, переживший на тот момент тяжелую депрессию. Он расстался с женой, его уволили из Американского института киноискусств, денег не было, поэтому Шредеру приходилось ночевать в машине. Из-за переживаний открылась язва желудка, и Пол слег в больницу, где за месяц практически ни с кем не обмолвился словом. Тогда он и подумал о такси — металлическом гробе, который движется по городу с заколоченным внутри ребенком.
«Такси», 1998-2018
Одна из самых успешных французских комедийных франшиз, сценаристом и продюсером которой выступил Люк Бессон. Главный герой, молодой таксист Даниэль, помогает ловить преступников и постоянно попадает в забавные переделки.
Лента настолько повлияла на массовую культуру, что впоследствии были выпущены игры, создан сериал и снят ремейк, оказавшийся финансово успешным. Кстати, именно после съемок в первой части франшизы о Марион Котийяр заговорили как о перспективной актрисе. За роль невесты Даниэля Лили Бертино она была номинирована на премию «Сезар».
«Ночь на земле», 1991
Действие ленты происходит в течение одной ночи и представляет собой пять историй о таксистах в Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Париже, Риме и Хельсинки. Роли исполняют Вайнона Райдер, Роберто Бениньи, Роза Перес и другие. Изначально Джим Джармуш написал сценарий под конкретных актеров, и локации персонажей были выбраны в соответствии с местом рождения их исполнителей.
Режиссер признавался, что рассказать историю героев и показать атмосферу города через кабину автомобиля — довольно сложная задача.