Русский «Титаник». 7 фильмов Вадима Абдрашитова о жизни советских людей на большом экране
С 18 мая по 6 июня в КАРО.Арт состоится ретроспектива фильмов великого отечественного режиссера Вадима Абдрашитова по сценариям его бессменного соавтора Александра Миндадзе. Time Out рассказывает о 7 фильмах, которые можно будет посмотреть на большом экране.
Вадим Абдрашитов дебютировал в кино в 1973 году с социальной картиной «Остановите Потапова». Спустя некоторое время, во время работы на «Мосфильме», он познакомился со сценаристом Александром Миндадзе, о котором однажды сказал:
«В драматурге угадывался человек со своим взглядом на мир, очень близким моему собственному мироощущению».
Благодаря этой встрече в российском кино родился сильный творческий союз. Художники нашли друг в друге единомышленников и прошли через сменяющиеся эпохи: из Советского Союза в новую Россию, символически отразив в своем творчестве перипетии истории и человеческих душ.
«Остановился поезд» (1982)
Драма с Олегом Борисовым и Анатолием Солоницыным рассказывает о следователе Германе Ермакове, который берется за дело о трагической гибели машиниста поезда. В процессе работы мужчина выясняет, что произошедшее было следствием халатности. Ермаков понимает, что местные не желают знать неприятной правды и предпочитают верить в историю о героическом самопожертвовании работника.
Пугающий город, в котором разворачивается действие, словно расположен близ того места, что показал в «Городе Зеро» (1988) Карен Шахназаров. По улицам бродят те же ослепленные люди, а в администрации сидят творцы легенд, служащих для сокрытия проблем. Юридический материал становится основой для исследования человеческой души.
«Охота на лис» (1980)
Рабочий Виктор Белов (Владимир Гостюхин) был избит двумя подростками. Суд приговорил нападавших к заключению. Спустя время после вынесения вердикта Белов начинает интересоваться тем, как сложилась жизнь двух преступников. Он приезжает к одному из них в колонию и пытается принимать активное участие в его судьбе.
Психологическая драма «Охота на лис» отражает мучительные процессы, происходящие в душе героя Гостюхина. Инстинктивная жажда справедливости сменяется тревогой, ощущением сбитого ориентира и сомнением в необходимости столь строгого наказания. Между двумя героями складываются болезненные отношения, в которых аллегорически изображено столкновение двух поколений и идеологий.
«Парад планет» (1984)
Героям «Парада планет» далеко за сорок. Юность и надежда на завтрашний день остались за пеленой прошедших лет, настоящее вытягивает силы обыденностью, а будущее не обещает положительных перемен. Неожиданно шестерых героев призывают на военные сборы — и эти дни навсегда меняют их мироощущение.
В этой притче Вадима Абдрашитова причудливым образом переплетаются бытовые и бытийные категории: реальное время с символическим, прошлое с будущим, проза с поэзией. Герои — не психологические портреты, а аллегорические образы, воплощающие узнаваемые типы людей ушедшего времени. Главные роли исполнили Олег Борисов, Сергей Шакуров, Сергей Никоненко, Алексей Жарков, Петр Зайченко и Александр Пашутин.
«Плюмбум, или Опасная игра» (1986)
Главный герой фильма Руслан Чутко (Антон Андросов) — школьник с копной непослушных темных волос по прозвищу Плюмбум. Он считает, что его предназначение — быть санитаром гулких советских улиц, населенных маргиналами, тунеядцами, фарцовщиками и другими социально-незначимыми субъектами. Однако мятежный характер Руслана и слепая жажда порядка приводят к бытовой катастрофе.
Как и в других картинах Абдрашитова, социальные вопросы в фильме объединяются с моральными. В их столкновении рождается тревожная драма об ответственности человека за свои действия и влиянии опрометчивых поступков на жизнь других. Руслан — новый тип героя, пришедшего на смену благородным физикам-лирикам 60-х.
«Армавир» (1991)
Иллюзорно надежный и комфортный пассажирский теплоход «Армавир», подобно «Титанику», терпит крушение. Офицер Герман Семин (Сергей Колтаков) узнает, что на судне была его сбежавшая дочь Марина. Прибыв на место трагедии, Семин узнает, что девушки нет ни среди погибших, ни среди выживших — и он продолжает ее искать.
«Армавир» вышел в острый период развала Советского Союза и стал глобальной метафорой, отразившей полярные настроения переживающих смену эпох жителей. Старое и ветхое уходит, но в новом нет того, за что можно было бы ухватиться, чтобы пережить бурю.
«Время танцора» (1998)
События фильма разворачиваются спустя некоторое время после неизвестной войны, произошедшей на границе государства. По окончании конфликта группа героев пытается вернуться к прежней жизни, наладить семейный быт и связи, но с каждым днем обнаруживает, что планы нельзя осуществить.
Многофигурный полижанровый фильм Абдрашитова собирает в одно целое судьбы нескольких людей, переживших общее горе. Они не только сталкиваются с бытовыми трудностями, но и переживают внутренний кризис. Ироничное начало соседствует с трагедией и драмой разрушенных жизней. Главные роли во «Времени танцора» исполнили Андрей Егоров, Юрий Степанов, Сергей Гармаш и Чулпан Хаматова.
«Магнитные бури» (2003)
Философские «Магнитные бури» рассказывают о молодоженах Марине (Виктория Толстоганова) и Валерии (Максим Аверин), чей любовный союз зарождается в разгар перестройки, ворвавшейся в их провинциальный город. Прежний мир начал разрушаться, а вместе с этим проходит проверку и юное чувство.
«Магнитные бури» вышли в эпоху нового российского кино, на заре новой волны. Тем не менее тонкие свидетели эпохи Абдрашитов и Миндадзе вернулись в прошлое, в период перестройки — и этим обращением разрушили веру героев в счастливое будущее.
Ретроспектива проходит в Москве в киноцентре «Октябрь» и в Санкт-Петербурге в КАРО 11 Охта. В Москве фильмы представят и обсудят с гостями кинокритики и режиссер. Ознакомиться с подробным расписанием можно на официальном сайте.