7 героев-социопатов в кино: импульсивные, жестокие и эгоистичные

Импульсивные, жестокие и эгоистичные: 7 героев-социопатов в кино

Анна Афанасьева   22 марта 2023
5 мин
Импульсивные, жестокие и эгоистичные: 7 героев-социопатов в кино
Кадр из фильма «Темный рыцарь»
Людей с симптомами социопатии диагностируют с антисоциальным расстройством личности (АРЛ). Они импульсивны, не демонстрируют эмпатии, склонны к жестокости и злости. Более всего болезнь проявляется в социальной среде: социопаты систематически нарушают правила общества, даже если это не несет выгоды для них. Time Out собрал семь устрашающих персонажей с этим расстройством.

Джокер (Хит Леджер), «Темный рыцарь» (2008)

Кадр из фильма «Темный рыцарь»

Готэм-Сити привык к хрупкому, но стабильному балансу: преступники гонялись за деньгами, Бэтмен и полиция – за справедливостью. Но пришел непредсказуемый Джокер, которого не интересуют ни богатство, ни мораль, и снял завесу между двумя полюсами, погрузив город в хаос. Слова Альфреда о герое подходят всем с АРЛ:

«Некоторые люди просто хотят наблюдать, как мир горит».

Из-за хронической скуки и импульсивности их внутренний мир хаотичен, и таким же они делают и окружающую среду. Джокер подготовил сложную преступную операцию и взял с местных бандитов кучу денег, но сжег их на глазах у шокированного преступника. История шрамов героя постоянно меняется, потому что среда не имеет ведущего значения для заболевания.


Азула, «Аватар: Легенда об Аанге» (2005–2008)

Кадр из анимационного фильма «Аватар: Легенда об Аанге»

Зритель знакомится с Принцессой Огня, когда она пытается хитростью заключить в плен родного брата и дядю. Некоторые специалисты считают, что социопатам недоступна эмпатия, другие предполагают, что больные способны подавлять ее в себе. В любом случае им легко совершать жестокие действия по отношению к другим. Азула даже рискует жизнью подруги ради выгоды: поджигает защитную сетку во время выступления Тай Ли, чтобы та быстрее согласилась к ней присоединиться. АРЛ начинает проявляться еще до десятилетнего возраста – и в сценах из детства Азула безжалостно обращается с братом и проявляет недетскую кровожадность. Скучающая в обычных делах Азула превращает игру в волейбол на пляже в смертельную схватку к ужасу своих противников.


Джим Мориарти (Эндрю Скотт), «Шерлок» (2010–2017)

Кадр из сериала «Шерлок»

Не все социопаты – преступники, но многие преступники – социопаты. АРЛ гораздо более распространен среди заключенных, чем вне тюрьмы. Причин у этого несколько: импульсивность, низкие моральные принципы и постоянное чувство скуки. Социопаты также значительно меньше боятся заключения и легче переносят лишение свободы.

Мориарти в «Шерлоке» представляется не просто преступником, а консультантом преступного мира. При этом он несколько раз дает понять, что его не интересуют деньги или слава.

«Каждой сказке нужен старый добрый злодей», – так он объясняет свои действия.

В первом сезоне он запускает серию опасных и для него, и для общества преступлений, только чтобы поиграть с Шерлоком и удовлетворить скуку.


Эмма Креллин (Элайза Сканлен), «Острые предметы» (2018)

Кадр из сериала «Острые предметы»

Писательница Гиллиан Флинн, по одноименной книге которой и был написан сценарий к сериалу, считает, что женщинам нужно больше отрицательных ролей в медиа. По ее словам, суть феминизма не в том, чтобы превозносить девушек, но и дать им возможность быть плохими. Флинн уже создала один запоминающийся отрицательный женский образ – Эми Данн из «Исчезнувшей». Однако та прибегает к асоциальным действиям, только чтобы отомстить мужу и подходит к этому с холодной головой. Социопаты же более импульсивны и совершают сомнительные с точки зрения закона действия часто без причин. Эмма – молодая, эмоциональная девушка, растущая в семье со сложной матерью. У нее есть темный секрет, который мало сочетается с ее возрастом и образом.


Луис Блум (Джейк Джилленхол), «Стрингер» (2013)

Кадр из фильма «Стрингер»

Главный герой кажется выброшенным из жизни общества: в первых же кадрах он сначала ворует что-то, а затем выпрашивает работу. За весь фильм не проявляются ни его увлечения, ни какие-либо близкие люди. Однако ощущение одиночества от его жизни не возникает, будто у него и нет потребности в подобных вещах.

Луис случайно становится свидетелем опасной, но высокооплачиваемой работы свободных видеооператоров, которые продают кадры происшествий телеканалам. Герой также решает заняться этим. Ради успеха он без колебаний нарушает закон и ранит других людей. Стилистика фильма позволяет заглянуть в сознание Луиса – простое, лишенное ярких положительных эмоций, скучающее и оживающее только в момент опасности.


Маркиза де Мертей (Гленн Клоуз), «Опасные связи» (1988)

Кадр из фильма «Опасные связи»

Героиня – ведущий член светского общества 18 века. Она виртуозно манипулирует людьми, пугающе быстро переключаясь от теплой улыбки при посторонних до холодного сарказма наедине с Вальмоном, которому доверяет. Фильм строится вокруг желания де Мертей отомстить любовнику, который бросил ее ради молодой невесты. У людей с АРЛ негативные эмоции преобладают над позитивными: маркиза не скучает и не страдает от любви к бывшему партнеру, она в ярости и жаждет мести. На пути к исполнению плана она без сожалений решает загубить жизнь молодой избранницы виновника. Ее близкий друг виконт де Вальмон сначала кажется подобным ей, но обнаруживает свою человеческую сторону, когда влюбляется.


Томми ДеВито (Джо Пеши), «Славные парни» (1990)

Кадр из фильма «Славные парни»

Фильм рассказывает об итальянских гангстерах, так что определенное число социопатов ожидать от него стоит. Систематически убивать, часто в очень жестокой манере, могут лишь люди с измененной эмпатией. Так и делает молодой итальянец Томми, протеже успешного бандита Джимми Конуэя.

У Пеши уже есть один возможный социопат в резюме – рэкетир Ники Санторо из фильма «Казино». Подобные персонажи отлично получаются у актера, так как он умеет изобразить обаяние без внутренней теплоты, что часто характеризует людей с АРЛ. В «Славных парнях» есть сцена, которая хорошо передает импульсивность и нарциссизм таких людей: когда Томми начинает допытываться до человека, посмеявшегося над его шуткой, почему он смешной.