Фемида, терроризм и поэзия. 7 главных фильмов фестиваля «Окно в Европу»-2020
«Неадекватные люди 2»
О чем:
Медовый месяц Виталика (Илья Любимов) и Кристины (Ингрид Олеринская) благополучно закончился лет десять назад, и с тех пор они успели здорово друг от друга устать. К тому же начала сказываться разница в менталитетах: Виталий всерьез увлекся построением бизнеса и потерял интерес ко всему, кроме банковских счетов и домашних пельменей — а Кристина так и не поняла, чего она хочет от жизни. Но одно она знает точно: становиться послушной тенью успешного мужчины ей совершенно не интересно.
Режиссер: Роман Каримов
Актеры: Илья Любимов, Ингрид Олеринская, Евгений Цыганов
Награды на фестивале: Специальный приз жюри, приз Союза журналистов России «За лучший сценарий»
Читать рецензиюЗачем смотреть:
Первые «Неадекватные люди» Романа Каримова, вышедшие в 2010-м, были чем-то вроде путеводителя по миру сарказма: в фильме был и максимализм подростка, и жесткая ирония подуставшего от жизни циника. В сиквеле от этого богатства остались рожки да ножки: герои выросли, надоели сами себе и стали верными слугами своих же проблем. Комедия из-за этого превратилась в суровую семейную драму. Однако на фоне шоколадно-пряничных мелодрам, культивирующих романтизированное восприятие жизни, «Неадекватные люди 2» смотрятся более чем адекватно: они пытаются говорить о кризисе отношений и делают это по возможности честно.
«Зови меня Дрозд»
О чем:
У Костяна внезапно завелся друг: с ним можно было трепаться сутками и даже время от времени жаловаться на жизнь. Правда, друг этот был виртуальным — его звали Дрозд и общался он с Костяном в формате текстовых сообщений.
Режиссер: Павел Мирзоев
Актеры: Кирилл Кяро, Юлия Марченко, Иван Логинов
Награды на фестивале: Специальный приз жюри
Впрочем, такое общение парня устраивало, ведь в реальности у него ничего не складывалось. Мать — зануда и ботаничка — давно перестала его понимать, отец свалил в другую семью, а девчонка-рыжуха, которая Косте по-настоящему нравилась, в открытую гуляла с его однокашником…
Зачем смотреть:
Каким должно быть подростковое кино, сегодня не знает никто: мировая киноиндустрия научилась снимать семейные сказки и блокбастеры о супергероях, но внятных фильмов о жизни реальных школьников так и не появилось. Правда, иногда случаются исключения вроде «Эйфории», но даже там в кадре все-таки не тринадцатилетние дети.
В нашем кино эту проблему решают предельно просто: основной подход, стилистику и героев берут напрокат из советского кинематографа. Фильм Павла Мирзоева «Зови меня Дрозд» не стал исключением. Его герои симпатичны — и почти идеальны, хотя время от времени творят милые глупости вроде несанкционированного угона мотоцикла у зазевавшегося папаши. Однако проблемы, с которыми они сталкиваются, вполне понятны и абсолютно реальны. За попытку поговорить о них мы включаем «Дрозда» в наш список.
«Пальмира»
О чем:
В дом бывшего военного хирурга Артура постучалась беда: его дочь сбежала в Сирию к террористам, дабы «сражаться за веру». Отец понимает, что должен ее найти, поэтому занимает деньги у всех соседей (он живет в горном селе в Дагестане), едет в Турцию и нелегально пересекает границу. Артур — отличный врач, поэтому террористы ему рады. Однако битва за дочь оказывается слишком опасной…
Режиссер: Иван Болотников
Актеры: Геза Морчани, Екатерина Крамаренко
Награды на фестивале: Нет
Зачем смотреть:
Тему терроризма российский, да и мировой кинематограф не жалует — если, конечно, речь идет о реальном терроризме, а не фэнтезийном, с которым мы сталкиваемся в бесчисленных залихватских боевиках. Вместе с главным героем зритель получает пропуск в лагерь сирийских боевиков, наблюдает за их обычаями, живет их жизнью. И получает весомые аргументы против того миропорядка, который они проповедуют — а это по-настоящему важно.
«Презумпция виновности»
О чем:
В юридическом институте проходит необычный эксперимент: ученые изобрели искусственный интеллект «Фемиду», которая в недалеком будущем будет управлять судопроизводством и выносить приговоры. Правда, для начала технологию нужно бы протестировать, поэтому в стенах вуза проводятся пробные слушания.
Режиссер: Олег Асадулин
Актеры: Мария Смольникова, Анастасия Клюева, Хильда Кармен, Данил Стеклов
Награды на фестивале: Нет
На должность подопытных кроликов были отобраны четверо студентов и ректор (Григорий Зельцер): каждый из них должен попеременно стать подсудимым, прокурором, адвокатом, свидетелем и палачом. Все участники воспринимают тест как игру и дурачатся вволю — пока не понимают, что Фемида не играет, а увлеченно расследует реальное преступление. И каждый из присутствующих к нему причастен.
Зачем смотреть:
Фестиваль в Выборге интересен тем, что он никогда не становился спиной к зрителю: в его конкурсную программу попадает не только авторское кино, но и мейнстрим-проекты. Одним из них стала «Презумпция виновности» Олега Асадулина. Это стопроцентно зрительский фильм, в котором, разумеется, не обошлось без слабых мест, однако картинка получилась яркой, а операторская работа — довольно динамичной. Помимо этого, «Презумпция» пытается распутать клубок очень важных тем, включая вопросы о моральном праве на месть и о ее последствиях.
«Сентенция»
О чем:
В доме престарелых появился новый постоялец — морщинистый старик с полотенцем на шее вместо шарфа. Общаться с ним было почти невозможно. Он мучился от деменции, но избавиться от лагерных привычек не мог: за двадцать лет жизни за колючей проволокой они приросли к нему плотнее, чем кожа. И именно к этому полусумасшедшему зэку стали приезжать странные гости, которым старик читал стихи — а те аккуратно их записывали. Звали странного человека Варлам Тихонович Шаламов.
Режиссер: Дмитрий Рудаков
Актеры: Александр Рязанцев, Федор Лавров, Павел Табаков
Награды на фестивале: Диплом жюри, приз Гильдии киноведов и кинокритиков «За лучший дебют»
Зачем смотреть:
«Сентенция» — демонстративно артхаусное, негромкое, камерное кино. В нем смешиваются реальность и сон, линейный рассказ и поток сознания. Но в центре этого визуально-психологического водоворота — мощная личность, которую не смогли перемолоть даже двадцать лет лагерей. Правда, самой зоны в кадре нет: перед нами последние дни и часы Валерия Шаламова, которые он провел в московском пансионе.
«Папье-маше»
О чем:
Несколько лет назад некий обитатель дышащей на ладан деревушки Иван Лашин сделал страшную глупость. Мошенники помогли ему получить кредиты под бешеные проценты, потом забрали все деньги — и испарились в неизвестном направлении.
Режиссер: Виталий Суслин
Актеры: Иван Лашин, Юрий Сидоров
Награды на фестивале: Диплом Гильдии киноведов и кинокритиков
Лашин остался по уши в долгах, выплатить которые он просто не в состоянии: работы в деревне нет, поэтому Ивану приходится «подрабатывать» у соседей за десяток яиц и горстку крупы. Однако наивность не лечится. И наш герой попадает в новый капкан, в этот раз расставленный заботливым участковым…
Зачем смотреть:
В 2017-м году фильм «Голова. Два уха» Виталия Суслина стал одним из призеров «Кинотавра». «Папье-маше» — его продолжение, снятое с тем же главным героем. Вот только акцент теперь делается не на московские мытарства Лашина, а на его деревенское житье-бытье.
«Черный снег»
О чем:
Якутский поселок, в котором раньше жил Гоша, находится на расстоянии пяти суток езды от большой земли. Впрочем, главный герой теперь предпочитает жить в городе, а в поселок наведывается исключительно с деловыми визитами — привозит продукты и паленую водку в собственный магазин. Так вышло и в этот раз: он благополучно выгрузил весь товар и даже умудрился заработать несколько сотен тысяч рублей, продав местным алкашам три ящика самогонного пойла за пятнадцать оленьих туш.
Режиссер: Степан Бурнашев
Актеры: Федот Львов
Награды на фестивале: Главный приз
Однако потом удача повернулась с Гоше спиной. Когда он возвращался назад, у машины спустилось колесо, и он был вынужден остановиться. А остановки при морозе в минус пятьдесят градусов очень опасны. Особенно, если ты посреди снежного поля, да еще и один, без напарника…
Зачем смотреть:
Самый мощный, самый бескомпромиссный и самый беспощадный фильм этого фестиваля. Он стартует как бытовая зарисовка из жизни якутов — вполне типичный случай для этнического кино. Но потом внезапно начинается мощнейший боди-хоррор: предельно простой, предельно реалистичный и по-настоящему жуткий. Режиссер Степан Бурнашев не щадит никого: ни себя, ни актера, ни тем более зрителя. Однако фанатам стандартных ужастиков суетиться не стоит — «Черный снег» не пугает, а шокирует, вводит в транс, заставляя вместе с главным персонажем прожить самую страшную ночь в его жизни.