Комбинат хороших фильмов. 7 громких режиссерских дебютов в российском кино последних лет
В последнее время в отечественном кино появилось много новых талантливых режиссеров: в сентябре зритель познакомился с эмоциональной картиной Киры Коваленко «Разжимая кулаки», отправленной на «Оскар», в октябре — с «Дунаем» Любови Мульменко, а 18 ноября в прокат выходит драма Евгения Марьяна «Молоко птицы». Time Out вспоминает 7 других ярких режиссерских дебютов последних лет.
«Комбинат “Надежда”» (2014, реж. Наталия Мещанинова)
Метод наблюдения за героями, съемка на ручную камеру, умение говорить о сложных конфликтах — все, что было усвоено в рамках обучения в школе документального кино «Реальное время-2», плавно перешло и в первую полнометражную игровую картину Мещаниновой.
Фильм рассказывает о 17-летней Свете, мечтающей покинуть угрюмый родной Норильск и вместе с женихом обосноваться на жарком юге. Только вот, кажется, все ее близкие и знакомые выступают против такого решения.
Как и культовая картина «Маленькая Вера», драма «Комбинат ”Надежда”» строится на конфликте старшего и младшего поколений. Обсценная лексика и сцены отдыха героев на лоне северной природы создают ощущение достоверности, «схваченной» жизни.
«Как меня зовут» (2014, реж. Нигина Сайфуллаева)
Первые шаги в профессии Нигина Сайфуллаева сделала в качестве режиссера короткометражных фильмов и сериала «Деффчонки». В 2014 году она сняла первую полнометражную работу «Как меня зовут» — драму о двух подругах, которые едут в Крым к отцу одной из них и в последний момент меняются именами.
В этой картине оформился авторский стиль Сайфуллаевой — в своем творчестве она рассказывает о гибели семьи и отчужденности между людьми. О драме в жизни герои говорят полушепотом, без крика — и это делает их трагедию только пронзительнее.
Фильм открыл российскому зрителю и актрису Александру Бортич, которая в своей первой работе уже показала широкий эмоциональный диапазон и умение проживать историю.
«Класс коррекции» (2014, реж. Иван И. Твердовский)
Дебютная работа Ивана И. Твердовского рассказывает о возвышенной девушке Лене Чеховой, которая с рождения не может ходить. Она поступает в коррекционную школу, где встречает первую любовь и новых друзей. Однако вскоре жизнь оголит свои клыки — и наполненный планами подростковый мир разлетится на мелкие осколки.
Реалистичный «Класс коррекции» беспощадно вскрывает социальные проблемы: бестактность школьных учителей, отсутствие условий для комфортной жизни в городе для людей с ограниченными возможностями. Однако постепенно из злободневной истории фильм восходит до притчи о силе духа.
«Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» (2017, реж. Александр Хант)
Этот фильм отражает один из ключевых сюжетов для российских роуд-муви: поиск контакта между отцом и сыном. Это прозвучало в дебюте Андрея Звягинцева «Возвращение», в картине Бориса Хлебникова и Алексея Попогребского «Коктебель» и у Алексея Федорченко в работе «Железная дорога».
Выросший без отца главный герой узнает, что его родитель, уголовник и пьяница, неизлечимо болен и должен быть направлен в специальное учреждение. Поскольку никого из ближайших родственников не осталось, именно сын должен решить этот вопрос. И в долгой поездке до места назначения герои получают шанс узнать друг друга.
«Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» уникален не только из-за сюжета, в котором циничный юмор переплетается с гуманистическим посылом, но и из-за стилистики. В фильме преобладают ярко-зеленые и желтые цвета, которые создают вокруг героев депрессивно-безумный мир.
«Кислота» (2018, реж. Александр Горчилин)
Талантливый человек талантлив во всем — эту фразу подтверждает Александр Горчилин. Прежде всего он известен как актер «Гоголь-центра» и по фильмам «Да и Да», «Ученик» и «Кто-нибудь видел мою девчонку».
В 2018 году Горчилин снял драму «Кислота», мгновенно обратившую на себя внимание всего киносообщества. Она рассказывает о группе молодых людей, которые собираются на квартирниках, ходят на концептуальные выставки, слушают музыку и в этой череде развлечений пытаются заглушить внутреннюю боль.
Александр Горчилин передал на экране состояние героев, которые в едком растворе буквально уничтожают свое прошлое, оставаясь без надежды и на будущее.
«Бык» (2019, реж. Борис Акопов)
Молодые авторы современного кино пытаются переосмыслить события 90-х. Эпоха отражена и в дебюте Кантемира Балагова «Теснота», и в сериале «Мир! Дружба! Жвачка!», и в комедийной драме «Маша».
Брутальный «Бык» Бориса Акопова также обращается к этой теме. Он рассказывает о парне, который оказывается втянут в бандитский мир и не сможет выйти из него без серьезных потерь. Через узнаваемые музыкальные композиции, передачи, фразы и интерьеры Борис Акопов воссоздает настроение мятежной эпохи, веяния которой ощущаются до сих пор.
«Человек из Подольска» (2020, реж. Семен Серзин)
Мрачный фильм Семена Серзина по одноименной пьесе Дмитрия Данилова рассказывает о молодом жителе Подольска, безосновательно задержанного полицией. В ходе допроса герою предъявляют обвинения в том, что он совершенно ничего не знает ни о своей родине, ни о самом себе. Получается, он совершенно безынициативный и скучный, но главное — зря живущий человек.
«Человек из Подольска» начинается как социальная драма, но постепенно переходит в абсурдную черную комедию о духовном состоянии современного человека, который утратил интерес к миру. В картине нецензурная речь переплетается с витиеватыми сентенциями о жанрах музыки. Хотя столь странное сочетание и вызывает дискомфорт, оно все же заставляет смотреть фильм свежим, а не скучающим глазом.