7 лауреатов премии «Оскар» за лучший фильм, у которых были более достойные соперники
«Танцующий с волками» (1990, реж. Кевин Костнер)
В год выхода картина Кевина Костнера, над которой он работал пять лет, казалась прогрессивным заявлением о жизни коренных американцев в середине XIX века. Так режиссер включил притесняемый годами народ в массовую культуру.
Дебют Костнера-режиссера:
Разумеется, историческая драма не выдержала проверку временем, превратившись в типичную сказку о «белом спасителе», полную стереотипных образов индейцев и ошибок. А вот другой номинированный в 1991 году фильм — каноничная драма «Славные парни» Мартина Скорсезе — стал классикой гангстерских фильмов. Известный режиссер все же получил давно заслуженную статуэтку в 2007 году за «Отступников».
«Английский пациент» (1996, реж. Энтони Мингелла)
«Английский пациент» — это атмосферное кино с отличной актерской игрой, которое, однако, испытывает терпение зрителей. Им приходится почти три часа наблюдать за отношениями между медсестрой и обгорелым безымянным пациентом, которые развиваются на фоне пустыни и Второй мировой войны. В номинированном в тот же год «Джерри Магуайере» сюжет гораздо более динамичный и захватывающий.
Кроме того, «Английский пациент» практически ушел в небытие, чего не скажешь о его оскаровском сопернике — «Фарго». Творение братьев Коэн получило статус культового и вдохновило на создание успешного одноименного сериала.
«Влюбленный Шекспир» (1998, реж. Джон Мэдден)
Картина с Гвинет Пэлтроу и Джозефом Файнсом — идеальный кандидат на «Оскар» за лучший фильм, ведь это историческая драма, которая превозносит театр.
Однако в том году большинство критиков сошлись на том, что главный приз церемонии все же должен принадлежать картине Стивена Спилберга «Спасти рядового Райана». Военной драме с Томом Хэнксом удалось соединить философские рассуждения о войне с захватывающими сценами боевых действий. Источники в Академии рассказали, что одной из причин победы «Влюбленного Шекспира» была агрессивная рекламная кампания ее продюсера Харви Вайнштейна внутри организации.
«Чикаго» (2002, реж. Роб Маршалл)
«Чикаго» представляет собой сборник клипов, в которых знаменитые люди танцуют и поют. У некоторых это получается хорошо (Кэтрин Зета-Джонс), у других — не очень (Ричард Гир). В решении Академии многие увидели намерение поощрить использование музыкального жанра в кино, которое началось в 2001 году с «Мулен Руж!».
Однако в настоящее время, после таких неудачных фильмов-мюзиклов, как «Призрак Оперы» и «Кошки», любители театра просят режиссеров оставить в покое жанр, многие элементы которого невозможно перенести на экран. «Чикаго» победил, обойдя «Пианиста», «Часы», «Властелина колец: Две крепости» и «Банды Нью-Йорка».
«Столкновение» (2004, реж. Пол Хаггис)
«Столкновение» — это собранные в один фильм истории, связанные с авариями, перестрелками и ограблениями. Прежде всего картина была нацелена на искоренение расизма, но важный общественный феномен изобразили довольно стереотипно, а актеры сыграли максимум на четверку.
По мнению многих несогласных, победу заслужил фильм «Горбатая гора». Даже сам режиссер «Столкновения» Пол Хаггис в 2015 году признал, что его картина не заслужила главную награду «Оскара».
«Король говорит!» (2010, реж. Том Хупер)
Никто из критиков не пытался спорить с тем, что драма Тома Хупера хороша как фильм. Режиссер идеально рассказал историю о том, как отец английской королевы Елизаветы ll Георг VI боролся с заиканием, а Колин Ферт определенно заслужил свою статуэтку за лучшую мужскую роль.
Однако «Социальная сеть» была гораздо лучше принята критиками и зрителями. В своей совместной работе режиссер Дэвид Финчер и сценарист Аарон Соркин вспомнили, как строился Facebook Марка Цукерберга. И сделали они это в таком завораживающем стиле, что оказали влияние на развитие кинематографа в последующие годы. Рядом с этой картиной «Король говорит!» без сомнения выглядит скучной исторической драмой.
«Зеленая книга» (2018, реж. Питер Фаррелли)
Основанная на реальных событиях драма о пианисте подвергалась критике за устаревшие тропы уже в год выхода. В ней музыкант-афроамериканец отправляется в турне с итальянским водителем. Потомки музыканта раскритиковали фильм за неправдоподобность. Кроме того, «Зеленая книга» не внесла ничего нового в обсуждение афроамериканской культуры. Его главный посыл донельзя прост: расизм — это плохо.
Номинированный в том же году «Черный клановец» Спайка Ли гораздо более креативно подошел к вопросу давления на афроамериканцев, а «Рома» Альфонсо Куарона обратил внимание на проблему социального неравенства в целом.
В оформлении статьи были использованы кадры из фильмов.