Не только Черная вдова. 7 лучших ролей Скарлетт Йоханссон
Шарлотта («Трудности перевода», 2003)
В третьем и самом успешном режиссерском проекте Софии Копполы Скарлетт играет молодую выпускницу Йеля, приехавшую в Токио с мужем-фотографом. Ее гложет изолированность и мучает бессонница, такие же проблемы испытывает поселившийся в одном отеле с ней немолодой американский актер. Два одиночества притянулись и отправились в меланхоличное блуждание по незнакомым улицам далекой страны.
Химия между Скарлетт Йоханссон и Биллом Мюрреем сложилась буквально с первых совместных кадров: они помогли сыграть друг другу одни из лучших ролей в своих карьерах. Актриса создала хрупкий и мечтательный образ, сумев тонко обыграть то и дело возникающие неловкие ситуации.
За роль Шарлотты актриса удостоилась сразу нескольких наград, включая премию Британской киноакадемии и приз Венецианского кинофестиваля за лучшую женскую роль.
Нола Райс («Матч-пойнт», 2005)
Творческий союз Скарлетт Йоханссон и Вуди Аллена начался с не совсем типичного для режиссера фильма. В триллере «Матч-пойнт» американка сыграла роль, которая позднее была поставлена на поток в ее карьере, — роковую красотку Нолу, любовницу одержимого теннисиста.
На экране чары Йоханссон настолько всеобъемлющи, что устоять перед ними сложно не только главному герою и зрителям, но и самой Ноле, чья красота окажется губительной для нее и ее близких. Аллен, считающий «Матч-пойнт» одним из трех своих лучших фильмов, позднее пригласил актрису и на другие роли. И не ошибся — свои главные хиты 2000-х он создал именно со Скарлетт.
Кристина («Вики Кристина Барселона», 2008)
Третье и последнее на данный момент сотрудничество актрисы и неисправимого голливудского романтика состоялось в мелодраме «Вики Кристина Барселона», одной из самых визуально теплых картин Аллена.
Йоханссон играет молодую Кристину, отправившуюся в Испанию вместе с подругой, чтобы найти приключения и материал для собственного фильма. Уверенная в себе и раскрепощенная девушка легко соглашается на авантюру — испанский художник Хуан Антонио приглашает подруг в небольшое путешествие в Овьедо, где романтическая ситуация накаляется до предела, а любовный треугольник превращается в квадрат.
В «Вики Кристина Барселона» Аллен подготовил для Йоханссон собирательный образ из двух ее предыдущих ролей в «Матч-пойнте» и «Сенсации». В начале ленты Кристина представляется дерзкой, наивной и открытой девушкой, но к финалу трансформируется в женщину, чьи, казалось бы, непобедимые чувства пасуют перед открывшимся ей здравым смыслом.
Саманта («Она», 2013)
Обычно актеров озвучки несправедливо обходят стороной, отдавая все лавры тем, кто в кадре. Однако с антиутопической мелодрамой Спайка Джонса такой трюк уже не провернуть. Озвученная хрипловатым голосом Скарлетт Йоханссон операционная система Саманта окрашивает жизнь одинокого писателя Теодора в яркие цвета.
Он наконец может получить помощь в бракоразводном процессе, сходить на свидание вслепую и даже поддержать близкий, пусть и виртуальный контакт. С этого начинается трагический роман человека и искусственного интеллекта.
Голос Саманты становится не просто отдельным персонажем этой причудливой и меланхоличной истории, а целым миром для главного героя, в который тот влюбляется и не хочет отпускать. Увидеть Йоханссон в этом фильме, конечно, не получится. Зато можно услышать и влюбиться по-настоящему, находясь по другую сторону экрана — это одна из причин, по которой многие зрители увидели себя в герое картины Спайка Джонса.
Лаура («Побудь в моей шкуре», 2013)
Роль в британском хорроре «Побудь в моей шкуре» — особенная для Йоханссон. Чаще всего она предстает в образе горячих и соблазнительных героинь, но ее Лаура совсем другая. Под маской миловидной девушки скрывается холодная как лед инопланетянка, которая каждую ночь разъезжает на небольшом фургоне близ Глазго и собирает попутчиков-мужчин. Все вроде бы идет к интимной близости, но в самый последний момент очаровательная Лаура снимает маску и беззаботно забирает жизни мужчин. Режиссер Джонатан Глейзер, как и многие другие его предшественники, пользуется красотой нарочито безмолвной и безэмоциональной Йоханссон, помещая на одну чашу весов сексуальность и смерть.
Это соседство проявляется особенно ярко в самой страшной сцене фильма, когда неземная красота ее героини вмиг превращается в черное смертоносное инопланетное нечто.
Рози Бетцлер («Кролик Джоджо», 2019)
В трагикомедии Тайки Вайтити для Йоханссон была приготовлена роль матери десятилетнего Йоханнеса, входившего в Гитлерюгенд и поддерживающего политический курс нацистской Германии. К тому же у крайне нерешительного мальчика был воображаемый друг — сам Адольф Гитлер. Какого же было удивление Йоханнеса, когда выяснилось, что его мама скрывает дома еврейку, а та вовсе без рогов на голове и без ядовитых клыков, какими евреев описывали книжки для юных последователей идеологии.
Образ Рози Бетцлер — однозначно лучшая роль второго плана в карьере Йоханссон. Ее героиня выступает эдакой женской версией Роберто Бениньи в драме «Жизнь прекрасна». Она пытается уберечь сына, отодвинуть его от слепой веры в преступный режим, а параллельно, насколько возможно, занимается сопротивлением. Ее судьба предрешена с самого начала, что она сама прекрасно знает, но совсем не подает виду — мальчик все время наблюдает ее лучезарную улыбку. Жаль, что поймет, какой героиней была его мать, Йоханнес слишком поздно.
За роль Рози Бетцлер в 2020 году актриса получила первую в карьере номинацию на премию «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана.
Николь («Брачная история», 2019)
В 2020 году Скарлетт была отмечена американской киноакадемией не только за «Кролика Джоджо», но и за «Брачную историю» режиссера Ноа Баумбаха, только уже в главной актерской категории.
В центре сюжета на первый взгляд гармоничная семейная пара деятелей театра. Он — режиссер, она — актриса. Его все устраивает в браке, а она теряет себя и решается на развод. Они то отдаляются, то вновь сближаются, чтобы сорваться и выплеснуть фонтан эмоций и криков. Развод все ближе, но как они его переживут?
Нежная, тонкая и аскетичная семейная драма — безусловный успех Ноа Баумбаха. Однако это еще и успех двух актеров: Адама Драйвера и Скарлетт Йоханссон. Интимность их отношений постепенно перерастает в изнурительную борьбу за будущее, а сдержанность одномоментно превращается в душераздирающую и, что важно, искреннюю ссору, предвещающую крах когда-то крепкой семьи. Для Адама и Скарлетт эти роли стали лучшими в карьере.