Очей очарованье: 7 осенних картин известных художников
Иногда кажется, что осень – «унылая пора», во время которой разумнее всего завернуться в плед и переждать промозглую погоду в тепле и с чашкой чая. Но многие художники готовы поспорить с этим утверждением и найти в осени вдохновение. Time Out составил подборку сезонных картин знаменитых мастеров.
Илья Репин «Осенний букет», 1892
Илья Репин написал огромное количество портретов, но, кажется, ни в одном из них не был таким лиричным и мягким, как при изображении своей семьи. Для «Осеннего букета» ему позировала старшая дочь Вера в их имении Здравнево, купленном на деньги от работы «Запорожцы». Художника не особенно увлекал импрессионизм, но его отголоски чувствуются в этой работе больше других, что проявляется в более небрежном мазке, естественности и непосредственности позы, легкой эскизности изображения, сочной, но в то же время не кричащей гамме. Для акцента выбраны коричнево-бордовые оттенки – они есть в букете цветов, одежде, румянце и берете девушки.
«Начинаю портрет Веры, посреди сада с большим букетом грубых осенних цветов, с бутоньеркой тонких, изящных; в берете, с выражением чувства жизни, юности, неги», – отмечал Репин в письме.
Художник был дважды женат: в первом браке с Верой Шевцовой у него родилось четверо детей. Однако из-за разных взглядов на жизнь супруги развелись. Старшие дети – Вера и Надя – остались с отцом, младшие – с матерью.
Вера помогала обустраивать художнику быт, особенно в усадьбе Пенаты на побережье Финского залива. Сначала этим занималась вторая супруга художника Наталья Нордман, а после ее смерти от туберкулеза домашние заботы о Репине целиком взяла на себя Вера.
Эдуард Мане «Осень, Мери Лоран», 1882
Не только Репина осень вдохновила на создание характерного женского образа: француз Эдуард Мане также использовал прекрасную даму при ассоциации с этим временем года. Только в его случае модель Мери Лоран служит аллегорией осени, Репин же писал простой домашний лиричный портрет близкого человека.
Мане планировал написать все четыре времени года, и для каждого из них использовать женский образ, но успел сделать только «Весну», «Осень» и несколько набросков для «Лета» из-за быстро прогрессирующей болезни и последующей смерти. В каждой работе художник большое внимание уделял одежде – в случае с «Осенью» Лоран одета в объемную коричневую шубку с высоким воротником, которая оттеняет рыжие волосы девушки. Дополнительную глубину и выразительность фигуре придает голубой фон с орнаментом в японском стиле.
Некоторые исследователи считают, что Лоран была последней возлюбленной художника. Она отличалась легким нравом: в начале карьеры играла в комедиях, позируя в виде обнаженной Афродиты в раковине. После этого она держала свой салон в Париже и имела любовные связи с многими культурными деятелями своего времени. Картину «Осень» она хранила в своем доме до самой смерти.
Джузеппе Арчимбольдо «Осень», 1573
Для аллегории времен года можно использовать не только женские образы, но и мужские, что хорошо видно на примере итальянца Джузеппе Арчимбольдо. Интересно, что он долгое время был придворным художником Габсбургов и писал преимущественно портреты членов царской семьи. Но популярность ему принесла серия «Времен года» и серия со стихиями природы.
Каждая работа цикла – это имитация мужского портрета в анфас, выполненная из атрибутов сезона. В случае с осенью речь идет не только о грибах, овощах, фруктах и цветах, но даже о деревянной садовой бочке, которая составляет «тело» мужчины. Арчимбольдо подробно выписывает каждый элемент – зритель может рассмотреть в работе виноград, тыкву, морковь, колосья пшеницы, инжир, шиповник… В аллегориях времен года, как правило, каждому сезону соответствует и определенный возраст, где весна – это юность, а зима – старость. Осень символизирует зрелость: Арчимбольдо удается передать это даже столь оригинальным овощно-фруктовым путем, где картофель изображает крупный нос, а тыква – головной убор. Зритель по выбору и расположению предметов понимает, что перед ним мужчина зрелых лет, но еще не старик.
Франсуа Буше «Осень», 1755
Совсем другую по характеру аллегорию осени предлагает француз Франсуа Буше, известный своими многочисленными фривольными сюжетами в стиле рококо. Он был звездой своего времени – придворный художник, директор Королевской академии живописи и скульптуры, его талант, в частности, ценила фаворитка Людовика XV маркиза де Помпадур.
Буше очаровывал непосредственностью и легкостью работ: на его полотнах влюбленные в образах пастухов и пастушек мило гуляют, мифологические персонажи оказывают друг другу знаки внимания, а дамы на портретах в роскошных платьях заливаются нежным румянцем.
Во «Временах года» Буше остается верен своим художественным принципам – сезоны мало отличаются друг от друга (за исключением «Зимы», где присутствует снег). Это все – безмятежные сценки, в которых фигуры праздно проводят время в красивом пейзаже, на фоне фонтанов, живописных руин или идиллических садов. В «Осени» молодой человек со всех ног прибежал к девушке, которая кокетливо придерживает платье, показывая ноги в туфельках. Картины рококо, как правило, не несут никакой глубокой смысловой нагрузки, а служат лишь для декоративных целей – оформления интерьера и услады глаз зрителей.
Василий Поленов «Золотая осень», 1893
Василий Поленов одним из первых художников в России стал особое внимание уделять пленэру – работе на открытом воздухе. До этого пейзажисты в большинстве случаев работали в мастерских – они могли ходить «на этюды», то есть выбираться в парки или живописные места для зарисовок, а потом эти зарисовки использовать для создания «серьезной» работы в мастерской. «Золотая осень» была написана в усадьбе Поленово, это вид на Оку в сентябре. Картина – яркий пример воспевания родной природы, Поленов любуется золотом листвы на деревьях, просторами, широкой рекой, крошечной белой церковью вдали.
Трепетное уважение к природе у Поленова во многом возникло благодаря бабушке. Она прекрасно ориентировалась как в русской истории, так и в культуре, рассказывала художнику народные сказки, былины, предания, а также поощряла его увлечения живописью – устраивала среди внуков творческие состязания, присуждая первое место за лучшую работу.
В работах Поленова всегда много света и цвета, отчасти это связано с поездками за рубеж, в особенности в Париж, где показывали импрессионистов. Пейзажи художника современникам казались столь сочными и живыми, что они, по некоторым рассказам, даже в художественных лавках требовали столь же насыщенных красок.
Борис Кустодиев «Осень в провинции», 1926
Кустодиев известен своими колоритными изображениями купчих в «народной» обстановке – на ярмарках, гуляниях, за чаем. Пусть его работы иногда кажутся нарочито яркими, открыточными и простодушными, в них чувствуется добродушие и любование этими персонажами и укладом их жизни. Идиллическая «Осень в провинции» показывает характерные и любимые зрителями приемы художника –декоративность, яркость палитры и умильный сюжет. Две румяные купчихи с удовольствием пьют чай с арбузом на открытом воздухе, позади них старик наблюдает за игрой детей на фоне булочной, под большим кленом пасется лошадь, а за домами видна церковь – кому бы не хотелось хоть раз оказаться в такой безмятежной, теплой, осенней мечте?
В отличие от Поленова, «Осень в провинции», как и большинство других работ позднего периода, Кустодиев писал по памяти, не используя натурные зарисовки. В 31 год у него обнаружили первые признаки опухоли спинного мозга – постепенно начали болеть руки, затем ноги, требовалось много лежать. Боли доходили до такой степени, что художник по ночам просыпался с криком. Несмотря на то что художник был прикован к инвалидному креслу (а некоторые картины Кустодиев писал и в лежачем положении), он не утратил оптимизма и бодрости духа – самые яркие, позитивные, искрящиеся радостью работы написаны именно в поздний период.
«Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но, если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве», — вспоминал Федор Шаляпин.
Винсент Ван Гог «Падающие осенние листья», 1888
«Падающие осенние листья» – это сразу две работы Ван Гога, над которыми он работал вместе с Полем Гогеном в Арле на юге Франции. Оба художника поставили перед собой задачу написать «ненатуралистичный пейзаж», хотя в произведениях легко угадывается живописная аллея со скамьями и прогуливающимися персонажами. Самое «ненатуралистичное» здесь, пожалуй, цвет – большая плоскость ярко-желтой дороги резко контрастирует с голубыми стволами деревьев. В результате столь близкого соседства тона усиливают друг друга, становятся нарочиты экспрессивными. Работы идентичны по цветовому решению и выбранному ракурсу, только в одном случае зритель видит, как персонажи уходят вдаль, а во втором – наоборот, как возвращаются издали.
«Падающие осенние листья» относятся к позднему творчеству художника. В Арле Ван Гог собирался создать так называемую «Мастерскую Юга» – братство художников-единомышленников, которые стали бы примером для будущих поколений. Одной из ключевых фигур объединения должен был стать, по мнению Ван Гога, Гоген, для этого он и приехал в Арль. Однако, совместная работа не задалась – в год создания произведений произошла знаменитая ссора, во время которой Ван Гог отрезал себе мочку уха.