Может, поговорим? 7 отличных разговорных фильмов
В российских кинотеатрах идет «Случайность и догадка» — неторопливое кино от японца Рюсукэ Хамагути, полностью построенное на диалогах. Time Out вспоминает другие ленты, в которых разговоры между героями становятся основным двигателем сюжета.
«Смешно, ха-ха» (2002), реж. Эндрю Буджальски
Снятый на 16-миллиметровую пленку, фильм рассказывает о молодых людях, которые после окончания колледжа пытаются определиться с дальнейшими планами. Жизнь главной героини Марни — беспорядок и хаос. В перерывах между попытками преодолеть скуку и найти работу она посещает вечеринки, литрами пьет алкоголь и задумывается о татуировке. А еще Марни тайно симпатизирует Алексу, который не питает к девушке ответных чувств.
Сценарист и режиссер Эндрю Буджальски, сыгравший одного из поклонников Марни, снял фильм с непринужденной импровизационной атмосферой, сумев передать все, что испытывают молодые люди в переходный период.
Благодаря непрофессиональному актерскому составу и отличным диалогам эта очаровательная комедия напоминает зрителю, что у каждого были (а кому-то только предстоят) такие моменты.
«Ханна берет высоту» (2007), реж. Джо Сванберг
20-летняя Ханна, которую играет невероятная Грета Гервиг, работает в производственной компании вместе с преуспевающим Полом и офисным шутом Мэттом. Только что расставшись со своим бойфрендом Майком, героиня пытается построить новые отношения, однако каждый раз терпит поражение.
Повторяющаяся тема в творчестве Сванберга — поколение разобщенных молодых людей, которые знают, как общаться, но понятия не имеют, как договариваться о взлетах и падениях в отношениях. «Самая большая трагедия заключается в том, что никто на самом деле не слушает друг друга», — говорит персонаж Гервиг.
«Простая формальность» (1994), реж. Джузеппе Торнаторе
Известный писатель Оноф оказывается в лесу под проливным дождем. В попытке спрятаться от непогоды он натыкается на полицейских, которые неожиданно арестовывают его и доставляют в участок. В лесу нашли труп с изуродованным до неузнаваемости лицом, и инспектор, которого играет Роман Полански, начинает виртуозный допрос подозреваемого.
Представленный на 47-м Каннском кинофестивале, фильм Джузеппе Торнаторе был встречен критиками без особого энтузиазма. Многие плохо восприняли метафизическую переориентацию фильма и разочаровались несоответствием «Простой формальности» условностям детективного жанра. Лента Торнаторе с ее битвой двух умов была принята по достоинству гораздо позже, предвосхитив триллеры с неожиданным финалом, которые стали пользоваться огромным спросом в Голливуде.
«Полночный поцелуй» (2007), реж. Алекс Холдридж
Лос-Анджелес, канун Нового года. Он пытается свыкнуться с переездом в новый город и пережить болезненное расставание с девушкой. Она мечтает стать актрисой и старается разорвать отягощающие ее отношения. Они знакомятся в интернете и решают провести последний вечер уходящего года вместе.
Фильм нельзя отнести к романтическим лентам, которые завершаются фразой «и жили они долго и счастливо». История режиссера и сценариста Алекса Холдриджа посвящена «здесь и сейчас», ведь по удивительному стечению обстоятельств жизнь двух людей на мгновение пересеклась. «Полночный поцелуй» — это горько-сладкое черно-белое любовное письмо городу вечных мечтателей.
«Кто боится Вирджинии Вульф?» (1966), реж. Майк Николс
Джордж — 46-летний доцент, который не оправдал ожиданий своей жены, дочери ректора колледжа. Марта постоянно сравнивает мужа с отцом, что неизменно приводит к конфликтам. Семейные ссоры, которые Джордж именует «упражнениями», становятся результатом их разочарования и чувства вины.
Одна из самых известных супружеских пар Америки — Элизабет Тейлор и Ричард Бертон — сыграла одну из самых несчастливых пар в кино. Снятый режиссером Майком Николсом и адаптированный Эрнестом Леманом по пьесе Эдварда Олби, фильм изобилует остроумными диалогами и раскрывает ад, к которому пришли герои.
Так же, как и «Полуночный поцелуй», картина выполнена в черно-белом цвете. Свой подход режиссер объяснял, во-первых, тем, что монохром лучше подчеркивает усталость и изможденность на лицах героев. А во-вторых, Николс чувствовал, что цвет сделает фильм слишком буквальным, слишком реальным. Поэтому черно-белая палитра подчеркнула некоторую стилизованность и абстрактность ленты.
«Энни Холл» (1977), реж. Вуди Аллен
Сюжет «Энни Холл» можно описать одним предложением — комик Элви Сингер размышляет об отношениях с девушкой своей мечты. Если вдруг вы еще не успели посмотреть фильм, признанный одной из лучших комедий в истории кино, то стоит это исправить. За 93 минуты Аллен несколько раз ломает четвертую стену и вовлекает в разговор зрителя, чтобы сделать сцену абсурднее и смешнее, прибегает к субтитрам, описывающим его настоящие мысли, и создает остроумные диалоги, нередко пропитанные самоуничижительным юмором.
«Энни Холл» знаменует собой поворотный момент в карьере Вуди Аллена — после фарсовых комедий («Спящий», «Бананы») он начинает работать с более личными, интроспективными лентами и не боится выходить за рамки жанровых канонов.
«Перед рассветом» (1995), реж. Ричард Линклейтер
Джесси встречает Селин в поезде. Его пункт назначения — Вена, откуда он утром улетает в Америку. Она направляется в Париж, где на следующей неделе начнутся занятия в Сорбонне. Джесси уговаривает Селин сойти с поезда и составить ему компанию до вылета. Так начинается незабываемый экранный роман, который продлится несколько лет.
Картина удостоилась высочайших оценок критиков и режиссерского «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале. Итан Хоук, исполнивший роль Джесси, вспоминал, как Линклейтер сказал ему:
«Я не хочу, чтобы ты слишком беспокоился о сценарии. Я приглашаю тебя стать режиссером вместе со мной. Всю свою жизнь я ходил в кино, и там было множество перестрелок, вертолетов, шпионов. Я никогда не участвовал в погоне или перестрелке, но моя жизнь все равно кажется мне гораздо увлекательнее. Что самое волнующее, что когда-либо случалось со мной? Связь с другим человеком… Если мы сможем показать это на экране, я думаю, людям будет не все равно».