Лавкрафт в далекой-далекой галактике. 7 причин сказать спасибо Джей Джею Абрамсу
«Вечно молодой», 1992
Фильм о летчике, который ради любви лег в криокамеру в 1939 году, а проснулся в 1992-м, критики называли «одной из самых вдохновляющих историй о путешествиях во времени». Правда, они же отмечали, что история довольно вторичная — ну серьезно, разве при взгляде на короткий синопсис не вспоминается хотя бы «Капитан Америка»?
Однако третья работа Абрамса в качестве сценариста была успешнее первой: «Как преуспеть в делах» едва окупился в прокате, а зрители его просто разгромили. Джей Джей воспринимал это как полезный опыт: когда-то отец сказал ему, что гораздо важнее понять, о чем снимать фильмы, нежели как. Мы бы добавили, что самое важное — найти свое и успокоиться. Для Абрамса этим «своим» стали сюжеты, в основе которых лежит фантастика, и неважно, что это — фильм ужасов или романтическая мелодрама с Мэлом Гибсоном.
«Остаться в живых», 2004-2010
К тому моменту, когда Абрамс начал работать над самым знаменитым своим проектом, за плечами у него уже была «Золотая малина» за сценарий к «Армагеддону» и несколько номинаций на «Сатурн» за «Шпионку», в которой Джей Джей был автором идеи, продюсером, сценаристом и режиссером. Это очень характерный разброс: то, что делает Абрамс, бывает либо очень хорошо, либо очень плохо. «Остаться в живых», несомненно, из первой группы. Интересно, что концепцию сериала «куча людей оказывается на острове и пытается выжить» придумал глава студии ABC Ллойд Браун, когда скучал в отпуске на Гавайях. Первый вариант сценария его не устроил — и так в деле появился Абрамс.
Сначала он не хотел браться за эту работу и согласился только на двух условиях: события в сериале будут сверхъестественными и ему дадут напарника. Браун прислал к нему Дэймона Линделоффа, который о работе с Абрамсом мечтал уже несколько лет, — и вдвоем они умудрились не только создать один из лучших сериалов, но и запутать зрителей так, что те до сих пор строят догадки относительно событий на острове. Кстати, заглавную тему к шоу написал тоже Абрамс.
Собственно, в кино он начинал именно с музыки: первый заработок в этой сфере Джей Джею принес саундтрек для фильма ужасов «Ночной зверь». Будущей звезде Голливуда было тогда 16 лет.
«Супер 8», 2011
В каком-то смысле Абрамс родился с серебряной ложкой во рту: его родители были известными продюсерами, а мать Кэрол Энн Абрамс и вовсе удостоилась премии Пибоди. Джей Джею давали полезные советы, он знал многих людей в индустрии — но это все ни к чему, когда нет таланта и одержимости своей работой. Абрамс был именно одержим кино, умел придумывать истории и держать напряжение — так что первый блокбастер, «Миссия невыполнима 3», достался ему не за красивые глаза. Том Круз позвонил Абрамсу, потому что запоем посмотрел два сезона «Шпионки».
Впоследствии Абрамс работал с франшизами мечты, которые сделали бы честь каждому любителю фантастики: «Звездный путь» и «Звездные войны». Однако лучший свой фильм он сделал на основе детских воспоминаний о том, как снимал кино при помощи камеры «Супер 8», лучших друзей, пластилиновых моделей и игрушечных машинок. В этой картине море ностальгии — и море нежности, которая местами оказывается даже сильнее саспенса.
«Касл Рок», 2018-2020
В сериале по мотивам произведений Стивена Кинга Абрамс был исполнительным продюсером — и сделал свою работу максимально хорошо. Как известно, Кингу не везет с экранизациями: хорошие фильмы по его книгам можно пересчитать по пальцам одной руки. Кстати, ужасное шоу «11.22.63» тоже не обошлось без Абрамса.
Однако «Касл Рок» — совсем другое дело. Идея перетасовать героев и сюжеты разных книг в две новых истории оказалась очень плодотворной, причем история медсестры Энни Уилкс, которая сталкивается с вампирами Салемс Лот, выглядела даже интереснее, чем путешествие между мирами в первом сезоне. На этой высокой ноте сериал и закрыли — из-за пандемии коронавируса. А жаль: это был очень смелый проект.
«Кловерфилд, 10», 2016
Найти хороший фильм ужасов — та еще задача, это знает любой поклонник жанра. Особенно раздражает стремление режиссеров снимать социальный комментарий, пользуясь приемами хоррора: этого почти никто не умеет, но все делают.
Дэн Трахтенберг, новичок в индустрии, сумел. Камерное кино об эпидемии и маньяке пугало до чертиков, но к одному только страху не сводилось. Тут был и хороший сценарий, и дивная игра Джона Гудмана, и режиссерское видение, и — за всем этим — отличная продюсерская работа Джей Джей Арбамса. Из малобюджетного ужастика он сделал кассовый хит. Этому способствовали не только художественные достоинства фильма, но и атмосфера секретности вокруг него: никто до последнего не знал, о чем будет картина, что только подогревало интерес зрителей. «Кловерфильд, 10» собрал букет номинаций и три премии «Сатурн», в том числе как лучший триллер.
«Оверлорд», 2018
История солдата, который сражается с зомби-нацистами, изначально была придумана Абрамсом для цикла «Кловерфилд». В итоге он отказался от этой идеи, и сценарий ушел на доработку, чтобы потом попасть к Джей Джею как к продюсеру.
Получилось кино, которое мастерски вписывает историю зомби в историю реальную, показывает высочайший класс экшена в начале и в конце, а в середине с удовольствием нагоняет жути и развлекает зрителя отсылками — скорее всего, невольными — к любым фильмам, которые только можно вспомнить, от «Чужих» и «Ярости» до «Взвода» и «Прочь!».
«Страна Лавкрафта», 2020
Грузовик если не с десятью, то как минимум с восемью пряниками на улице любителя фильмов ужасов. В конце концов, хороших картин в жанре не так много, чтобы пренебрегать цепочкой историй, составленных из родных и любимых клише: нехороший дом с привидениями, ведьмин круг, поворот не туда, твари из ада, боди-хоррор, двойники и обмен телами. И все это в контексте расистской Америки, где очень некомфортно быть темнокожим человеком — а временами и человеком вообще.
А собственно, что еще мог предъявить зрителю тандем из любителя фантастики Джей Джей Абрамса и главного реаниматора социальных хорроров Джордана Пила?