7 спектаклей, которые можно посмотреть по «Пушкинской карте»
Если вам или вашим детям от 14 до 22 лет, то вы большой счастливчик. У программы «Пушкинская карта» уже тысячи партнеров, а значит, с ее помощью можно посетить множество спектаклей, в том числе и лучшие столичные постановки. Time Out рассказывает только о некоторых из них и завидует тем, кто успеет приобрести билет по карте.
«Между делом»
Свою пьесу Евгений Гришковец поставил сам. История, где нет плохих и хороших и где у каждого своя правда, — очень личная для автора. В какой-то степени это его «Воскресенье». Разговор о несправедливости судопроизводства начат еще Толстым, и вот он снова слышен уже из уст нашего современника.
Самовлюбленный писатель неожиданно для самого себя решает спасти провинциальную художницу, обвиняемую по делу о наркоторговле. Она ни в чем не виновата: влюбилась в плохого парня и расплачивается за это чувство. Ее талант не должен погибнуть — решает Писатель и начинает хождения по мукам и сильным мира сего. Его путь, как путь Чичикова, — по характерам современной России, по ее основным персонажам, знакомым и из жизни, и из сериалов по центральным каналам. Несложно догадаться, что хэппи-энда не будет — но финал только впереди.
«Муму»
Обладатель «Золотой маски» 2022 года Дмитрий Крымов поставил этот спектакль четыре года назад — и кажется, с постановки начался его путь как художника, рефлексирующего на тему устройства сцены. Полтора часа на глазах изумленной публики маэстро препарирует театр и показывает из чего же он сделан — не снова ли из сора?
Основной взгляд на театр здесь — детский, девочки Маши, которая должна была во дворе ждать своего дядю-актера. Муму тоже есть. Это как раз Маша. А еще есть Тургенев — это роль ее дяди, которого играет Алексей Вертков, первую и единственную роль у Дмитрия Крымова. И он в этом спектакле совсем не крымовский, а очень даже женовачовский. Вертков мастерски читает поэтично лиричную прозу Тургенева, «Записки охотника» в его устах оживают и превращаются из слов в героев спектакля.
«Лес»
Спектакль Кирилла Серебренникова — без провокаций и всего того, за что его и любят, ругают и продолжают обсуждать. Его поставили аж 18 лет назад, когда режиссер не был таким известным, как сейчас, не то, чтобы за пределами России, но и внутри нее. Если вы еще не видели «Лес», то самое время на него сходить — так долго спектакли не живут, а это уникальный случай.
Серебренников перенес пьесы Островского в советские 70-е с их меблировкой, потертым паркетом и ощущением тотальной несвободы. В этом душном мире, полном одиноких женщин, молодость быстро сходит на нет. Единственный способ спастись — уйти восвояси с людьми от искусства, бродячими артистами без гроша в кармане, но с чистой совестью и абсолютной свободой внутри.
«Лысая певица»
Свою антипьесу великий абсурдист Ионеско написал под впечатлением от учебника «Английский без труда». Отсюда и шаблонные персонажи с предсказуемыми именами: мистер и миссис Смит и служанка Мэри. Они и выглядят, как типичные англичане, каких мы знаем по школьному курсу языка: живут в типичном английском доме, пьют чай, говорят совсем не так, как говорят люди в жизни, да и вообще далеки от чего-то реального.
Режиссер Екатерина Половцева нашла золотую середину для постановки абсурдистской пьесы: без наигранного гротеска, но и без психологического театра. Она создала мир буквально в картонной коробке. В обитом крафтом пространстве наряженные, словно куклы, в ретро-одежду герои встречаются и ведут беседы ни о чем. Разговоры немых с глухими, но разве это абсурд, а не жизнь?
«Палачи»
Мартин МакДона написал пьесу про Англию 60-х, а Кирилл Серебренников сделал адаптацию и перенес действие и героев в Россию нулевых. Смертную казнь недавно отменили, но «палачи бывшими не бывают». Один из некогда исполнителей приговора обзавелся баром в Подмосковье. И ведет там новую, да не совсем, жизнь.
Зная МакДону, вы, скорее всего, ожидаете чего-то легкого и веселого, но в программке фамилия Серебренникова все же встает на первое место. Это его самый сдержанный и выдержанный спектакль. Без лишнего пафоса режиссер показывает природу зла, не банальную, а скорее глупую, сформированную средой обитания. От нее, как от судьбы, не спрятаться, не скрыться.
«“Дон Кихот” или САНЧО ПАНСА. Русский дневник»
Нет, это не сценическая версия романа Мигеля де Сервантеса, а написанная специально для Театра на Таганке пьеса Алексея Житковского. Главный герой в ней — все же славный и наивный оруженосец странствующего рыцаря, которому, лежащему в больнице практически на смертном одре, было видение — нужно идти спасать Россию. А заодно попасть на Чемпионат мира по футболу, ведь на дворе 2018 год. Так и пошли по Руси эти двое, с каждым шагом по мерзлой земле и с каждым глотком жгучей водки становясь русскими Князем и Санько.
Денис Хуснияров поставил спектакль в старом-добром жанре «русский китч», где фольклор совмещен с боевиками из 90-х. Немудрено, что испанец легко проникает в русскую душу, но тут же теряется на ее бесконечных витиеватых тропах и лишается связь с реальностью.
«Безумная из Шайо»
Эту французскую трагикомедию Жираду поставил еще гениальный Петр Фоменко, а возобновил талантливый Кирилл Пирогов. Первая аутентичная версия прожила недолго, всего четыре года, зато восстановленная уже с добрый десяток лет объединяет на сцене несколько поколений актеров. Вот так спектакль вдруг стал актуален — Фоменко явно смотрел далеко в будущее.
Ящик пандоры открывается и выпускает на сцену безумцев. Эти сумасшедшие смешны и нелепы, но они — свет и совесть города. Только им оказывается важен и нужен Париж, в котором они живут. Блаженные, или, как говорят на Руси, юродивые — гораздо мудрее «умцов» и честнее банкиров. «Слава безумцам!», как говорили в одном фильме другого великого театрального режиссера. Из страшного — артисты курят на сцене, но всегда можно сказать своим подросшим детям, что так делать нехорошо.